ООО (арендатор) и ИП (арендодатель) планируют заключить договор аренды производственного помещения. При этом ИП является супругой учредителя и одновременно директора ООО, а производственное помещение находится в их общей совместной собственности и приобретено в браке. Допустимо ли заключение данного договора аренды?
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется его единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом и другое), который без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (п. 4 ст. 32, п.п. 1, 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
По смыслу законодательства органы юридического лица, в том числе директор, не признаются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений. Иными словами, действия директора общества могут рассматриваться исключительно как действия непосредственно самого общества.
Таким образом, индивидуальный предприниматель и ООО, учредителем и директором которого является супруг индивидуального предпринимателя, выступают в качестве самостоятельных участников гражданских отношений.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и определении его условий, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Право на совершение тех или иных сделок устанавливается гражданским законодательством. В некоторых случаях гражданское законодательство прямо запрещает заключать некоторые виды сделок между определенными субъектами (например п. 2 ст. 690 ГК РФ).
Действующее гражданское законодательство не содержит запрета на заключение договора между индивидуальным предпринимателем и обществом, в котором учредитель и директор является супругом индивидуального предпринимателя.
Что касается налогового законодательства, то оно не регулирует договорные правоотношения. В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
То есть налоговым законодательством не может быть запрещена никакая сделка. С точки зрения НК РФ речь может идти только о налоговых последствиях при совершении той или иной сделки.
Таким образом, гражданка, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, может заключить договор аренды с обществом, генеральным директором и участником которого является её супруг. Само по себе то обстоятельство, что сторонами договоров выступают общество и гражданка, являющаяся супругой учредителя и директора ООО, не является основанием для признания таких договоров недействительными.
Вместе с тем необходимо учитывать некоторые особенности таких сделок с точки зрения налогового законодательства. Нормами ст. 105.1 НК РФ установлены критерии признания взаимозависимыми юридических и физических лиц. Так, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Так, в частности, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физическое лицо, его супруг (супруга), родители, (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Также согласно п. 6 ст. 105.1 НК РФ организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно из обстоятельств или на их совокупность, указанных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.
Кроме того, признать лица взаимозависимыми по основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).
То есть в рассматриваемом случае организация и индивидуальный предприниматель, являющийся супругом учредителя и директора организации, могут быть признаны взаимозависимыми на основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ. Судебная практика по аналогичной норме в ст. 20 НК РФ, определявшей основания признания лиц взаимозависимыми до введения в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ раздела V.1 НК РФ, подтверждает данное положение (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2011 N Ф09-2003/11-С3, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2009 по делу N А11-12735/2008).
Обращаем Ваше внимание, что заключение сделок между взаимозависимыми лицами действующим законодательством не запрещено. Наличие взаимозависимости может повлечь контроль цены сделки со стороны налоговых органов и доначисление сумм налогов в случае ее занижения (завышения) по сравнению с рыночной (ст. 105.3 НК РФ).
К тому же в силу пунктов 6 и 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" сама по себе взаимозависимость участников сделок не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Взаимозависимость участников сделок может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды лишь в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами. Налоговая выгода налогоплательщика может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Таким образом, окончательное решение о наличии взаимозависимости участников сделки и о ее влиянии на налогообложение принимает суд с учетом всех фактических обстоятельств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Березникова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
10 мая 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.