Единственным участником ООО является физическое лицо - гражданин РФ. По показателям (средняя численность работников, выручка) за 2011 год ООО относится к категории "субъект малого предпринимательства". Может ли ООО сдавать отчетность за 2011 год как субъект малого предпринимательства, если оно не зарегистрировалось в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы? Как ООО в случае необходимости может подтвердить в ИФНС свой статус? Какие формы бухгалтерской отчетности ООО должно сдать в ИФНС и в территориальный орган Росстата?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Подтверждать статус малого предприятия при соответствии критериям Закона N 209-ФЗ путем регистрации организации в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в обязательном порядке не требуется.
Малые предприятия могут формировать отчетность в составе только бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Для того чтобы узнать, обязана ли организация сдавать статистическую отчетность и по каким формам, необходимо руководствоваться информацией, размещенной на стенде в здании территориального органа Росстата или на его сайте в Интернете.
Обоснование вывода:
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.
Согласно ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" в г. Москве вместе с Реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки ведется Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, который представляет собой систематизированную базу данных о субъектах малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на внесение сведений о них в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в добровольном порядке.
Пунктом 9 постановления Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы" установлено, что на территории города Москвы добровольное внесение претендента на поддержку в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы является подтверждением соответствия данного претендента условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Хотим отметить, что специальная регистрация юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства законом не установлена. Также законодательно не установлено какой-либо специальной процедуры подтверждения со стороны государственных органов статуса субъекта малого предпринимательства.
Таким образом, статус субъекта малого предпринимательства не зависит от факта регистрации организации в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
Критерии отнесения юридических лиц к субъектам МП установлены п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Так, для отнесения к субъектам МП необходимо соответствие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 для малых предприятий установлено предельное значение выручки - 400 млн. руб.).
Исходя из этих критериев подтвердить ИФНС статус МП организация может, представив следующие документы:
- список участников ООО, который содержит сведения о размере доли, принадлежащей каждому участнику (в Вашем случае единственному участнику);
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год с отметкой налоговой инспекции (согласно п. 3 ст. 80 НК РФ представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года (форма утверждена Приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@));
- данные о выручке от реализации товаров (работ, услуг) (годовая налоговая отчётность, отчёт о прибылях и убытках).
Бухгалтерская отчетность
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности (п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказу Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н), а также п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, а именно:
- отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и иных, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
- пояснительной записки.
В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 при формировании бухгалтерской отчетности следует исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь В случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация 2011), п. 11 ПБУ 4/99).
Формы бухгалтерской отчетности 2011 года утверждены Приказом N 66.
Пунктом 6 Приказа N 66н установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Вместе с тем согласно нормам этого же пункта малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность и в общем порядке.
Из этой нормы Приказа N 66н можно сделать вывод, что даже при упрощенном порядке представления бухгалтерской отчетности организация - субъект малого предпринимательства представляет не только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но и необходимые приложения к ним, предусмотренные п.п. 2 и 4 Приказа N 66н. Получается, что различие по сравнению с иными организациями заключается в том, что малое предприятие имеет право включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без их детализации, а в приложениях раскрывать меньший объем информации, только самое необходимое для оценки финансового положения и результатов деятельности организации.
В то же время в соответствии с п. 85 Положения N 34н субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
В п. 17 Информации 2011 Минфин России еще раз подчеркнул, что "субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности".
При этом Минфин России, руководствуясь требованиями п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций", обращает внимание, что при принятии решения о включении в отчетность приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в частности отчета о движении денежных средств, субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что "бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении".
Таким образом, общество, являющееся субъектом малого предпринимательства, должно представлять пользователям бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом мы полагаем, что данная организация вправе не представлять отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и другие приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках при условии, что, несмотря на исключение этих приложений из состава годовой бухгалтерской отчетности, ее пользователи смогут получить достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Аудиторское заключение включается в состав отчетность в том случае, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
При этом малое предприятие имеет право включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без их детализации. Каким образом детализировать информацию в отчетности, должны решить руководители и учредители малого предприятия, принимая во внимание особенности бухгалтерского учета на предприятии (п. 3 Приказа N 66н, п. 18.1 Информации 2011).
Также организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в полном объеме, т.е. вместе с приложениями и пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 6 Приказа N 66н).
Таким образом, учитывая нормы п. 6 Приказа 66н, организации следует самостоятельно определиться с составом бухгалтерской отчетности.
Статистическая отчетность
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства представляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом N 209-ФЗ.
Согласно ст. 5 Закона N 209-ФЗ федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:
- выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки (п. 1 ст. 5 Закона N 209-ФЗ);
- сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона N 209-ФЗ).
Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Сам порядок проведения выборочных статистических наблюдений установлен Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 (далее - Правила N 79).
Пунктами 6 и 7 Правил N 79 определено, что в унифицированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий ежеквартально включаются сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства, о выручке от реализации товаров (работ, услуг), средней численности и заработной плате работников, инвестиционной деятельности.
При этом согласно п. 2 Правил N 79 перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности по РФ и субъектам РФ. Субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным в соответствии с п. 3 Правил N 79.
Иными словами, статистические формы представляют не все субъекты малого и среднего предпринимательства, а только те, кто попал в выборку.
При этом информирование организаций, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, на практике осуществляется путем размещения информации на стендах в зданиях территориальных органов Росстата либо на сайтах территориальных органов Росстата в Интернете (например на сайте органа Росстата по г. Москве).
При информировании таким образом организаций территориальные органы Росстата не только приводят перечень организаций, но также и указывают подлежащие представлению формы статистической отчетности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 N 201-р проведение сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства было запланировано на II квартал 2011 года по итогам 2010 года.
Также согласно этому же распоряжению Правительства РФ запланировано проведение выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов во II квартале 2012 г. (по итогам 2011 года).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.03.2011 N 64 "Об утверждении статистического инструментария для организации выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов в 2012 году по итогам 2011 года" утверждены формы статистической отчетности.
На основании вышеизложенного хотим отметить, что для того, чтобы узнать, попадает ли Ваша организация в выборку органа статистики по итогам 2011 года и обязана ли Ваша организация сдавать статистическую отчетность и по каким формам, необходимо руководствоваться информацией, размещенной на стенде в здании территориального органа Росстата или на его сайте в Интернете.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Анисимова Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
27 марта 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.