Физическое лицо приобрело товар у интернет-магазина для использования в личных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Товар имеет дефект. В какой срок покупатель может возвратить товар? В 7-дневный, как указано в Правилах продажи товаров дистанционным способом? Или в 14-дневный, как указано в Законе о защите прав потребителей? В случае доставки товара экспресс-почтой, в присутствии сотрудников которой товар не вскрывался, как доказать, что переданный товар не соответствует по качеству? Как вернуть товар интернет-магазину, если нарушена упаковка? Можно ли предъявить представителям экспресс-почты товар для подтверждения отправки именно того товара, который возвращается интернет-магазину, чтобы избежать ситуации, когда при получении почтового отправления интернет-магазином его представители составят акт о том, что ими получен другой товар?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае обнаружения в приобретенном товаре недостатков потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в течение гарантийного срока на товар или срока годности, а если они не установлены, в разумный срок в пределах двух лет с момента передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Потребитель не должен доказывать несоответствие товара требованиям к качеству, когда недостатки обнаружились в течение гарантийного срока. Вернуть продавцу товар с нарушенной упаковкой, если такое право не предусмотрено договором купли-продажи, нельзя. В случае возникновения спора в суде относительно вложения в почтовое отправление покупатель не ограничен в выборе средств доказывания вплоть до свидетельских показаний.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации имела место продажа товара дистанционным способом, поскольку договор заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ).
При этом, учитывая, что договор купли-продажи заключен между физическим лицом в личных целях, не связанных с предпринимательством, и юридическим лицом, реализующим товары потребителям, к правоотношениям по данному договору подлежат применению наряду с положениями ГК РФ о розничной купле-продаже положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).
1). Установленный п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-I и п. 21 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Постановление N 612) 7-дневный срок является специальным сроком для случаев дистанционной продажи товара по отношению к установленному ст. 25 Закона N 2300-I общему 14-дневному сроку. Однако данные сроки предоставлены законом потребителю для возврата продавцу товара надлежащего качества.
Если в приобретенном товаре выявились недостатки, то потребитель имеет право предъявить к продавцу требования, установленные в ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона N 2300-I, в течение гарантийного срока или срока годности, а если данные сроки не установлены, в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (ст. 19 Закона N 2300-I).
К сведению:
Способы защиты, предусмотренные ст. 18 Закона N 2300-I, в том числе отказ от исполнения договора с возвратом денежной суммы, применяются в случае обнаружения в товаре недостатков, а именно несоответствия товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора или целям, для которых товар такого рода обычно используется, либо целям, о которых потребитель поставил в известность продавца, при заключении договора, либо образцу или описанию при продаже товаров по образцам (преамбула Закона N 2300-I).
2). Ни положениями ГК РФ о договорах розничной купли-продажи, ни Законом N 2300-I, ни Постановлением N 612 не предусмотрена обязанность покупателя при приемке приобретенного товара его осматривать в определенном порядке (например, вскрывать почтовое отправление в присутствии сотрудников почты).
В случае обнаружения недостатка товара потребитель должен направить продавцу претензию с требованием о возврате денежных средств, которая должна быть рассмотрена продавцом в течение 10 дней (ст. 22 Закона N 2300-I). По требованию продавца и за его счет потребитель должен вернуть товар с недостатком (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I). Возвращенный товар продавец должен принять и в случае необходимости провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Как разъяснено в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.
Тем самым закон возлагает на продавца обязанность по доказыванию отсутствия в товаре недостатков либо возникновения указанных недостатков не по вине продавца (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.10.2011 N 45-В11-10); потребитель не должен доказывать несоответствие товара требованиям к качеству, когда недостатки обнаружились в течение гарантийного срока.
3). Положениями ГК РФ о договорах розничной купли-продажи, Закона N 2300-I и Постановления N 612 требования к упаковке товара нормативно не установлены, а отданы на согласование сторонам договора купли-продажи.
В случае если сторонами согласована определенная упаковка товара, однако поставленный товар не соответствует установленным договором требованиям в этой части, в соответствии со ст. 482 ГК РФ покупатель вправе потребовать от продавца замены ненадлежащей упаковки либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара (ст. 475 ГК РФ).
Таким образом, вернуть продавцу товар с нарушенной упаковкой, если такое право не предусмотрено договором купли-продажи, нельзя.
4). В случае необходимости подтвердить содержание отправления при пересылке товара продавцу почтой возможно прибегнуть к оформлению почтового отправления с описью вложения (п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221). Однако узнать о возможности такой пересылки можно у конкретного оператора почтовой связи, который определяет перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения.
В случае возникновения спора в суде в отношении вложения в почтовое отправление покупатель не ограничен в выборе средств доказывания вплоть до свидетельских показаний.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ельчанинов Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
7 февраля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.