Организация изготавливает продукты питания (кулинария). Они реализуются как в месте производства, так и передаются для реализации в магазин, являющийся обособленным подразделением данной организации. Транспортировка продуктов не осуществляется. Какие сопроводительные документы нужны при передаче продуктов в обособленное подразделение и для продажи на сторону?
Бухгалтерский учет на предприятиях питания ведется, в частности, на основании Методики учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности от 12.08.1994, утвержденной Отраслевым центром повышения квалификации работников торговли Комитета Российской Федерации по торговле 12.08.1994 N 1-1098/32-2 (далее - Методика).
Так, в п. 6.1 Методики указывается, что оприходование продукции кухни в буфеты, магазины и другую розничную сеть производится по накладным (унифицированная форма N ОП-4) или дневным заборным листам (унифицированная форма N ОП-6), формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании (далее - Указания) для оформления отпуска продукции (изделий) из производства (кухни) в филиалы, буфеты и мелкорозничную сеть, подчиненные данной организации (столовой, ресторану), применяется форма N ОП-6. Бланки дневных заборных листов нумеруются в бухгалтерии организации и выдаются каждому материально ответственному лицу под расписку в специальном журнале.
Заборные листы выписываются в двух экземплярах. Заведующий производством или лицо, на это уполномоченное, при отпуске продукции (изделий) их кухни заполняет соответствующие графы первого экземпляра заборного листа под копирку, указывая время отпуска каждой партии изделий. Оба экземпляра подписываются заведующим производством и лицом, получившим готовые изделия, в графах за каждый час отпуска. Возврат нереализованной продукции (изделий) из буфетов, мелкорозничной сети на производство (кухню) отражается в отдельной графе заборного листа "Возвращено". Первый экземпляр вручается лицу, получившему продукцию (изделия) из кухни, второй - остается у заведующего производством.
Накладная форма N ОП-4, согласно Указаниям, применяется при одноразовом отпуске (один раз в день) готовых изделий с кухни в филиалы, буфеты, мелкорозничную сеть (п. 5.11 Методики).
В целях контроля за выпиской и нумерацией накладных и заборных листов в организациях общепита оформляется Опись дневных заборных листов (накладных) (унифицированная форма N ОП-7 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132), которая составляется в двух экземплярах и подписывается заведующим производством. Данный документ применяется для стоимостного учета отпуска готовых изделий из производства (кухни) по заборным листам (накладным).
В силу п. 6.2 Методики все приходно-расходные документы сдаются материально ответственным лицом в бухгалтерию при товарном отчете в сроки, установленные руководителем (собственником) предприятия, но не реже одного раза в пять дней. Товарный отчет обычно составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица.
Таким образом, помимо заборных листов или накладных, требуется составлять Описи дневных заборных листов (накладных), а также товарные отчеты.
На основании ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным, если покупателю выдается кассовый или товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара.
Следовательно, при продаже кулинарных изделий в общем случае необходимо наличие кассового чека (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
Подобные требования содержит и п. 5.7 Методики, согласно которому отпуск изделий кухни (блюд) потребителям производится по предъявлении кассовых чеков, талонов-абонементов (разовых талонов) и платежных поручений, подтверждающих оплату этих изделий.
При этом данный порядок применяется как при продаже продукции в месте производства, так и при ее продаже через магазин.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
10 февраля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.