Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес У налогоплательщика есть автомобиль с мощностью двигателя 250 лошадиных сил, также в ПТС указана мощность в киловаттах - 184 кВт. Какую ставку транспортного налога следует применять: исходя из мощности в лошадиных силах или киловаттах?

У налогоплательщика есть автомобиль с мощностью двигателя 250 лошадиных сил, также в ПТС указана мощность в киловаттах - 184 кВт. Какую ставку транспортного налога следует применять: исходя из мощности в лошадиных силах или киловаттах?

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 2 ст. 362 НК РФ).
При этом пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Таким образом, гл. 28 НК РФ единицей измерения налоговой базы по автотранспортным средствам определена одна лошадиная сила.
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства, в частности, в следующих размерах:
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 7,5 руб.;
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) -15 руб.
В соответствии с п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах, в частности в паспорте транспортного средства (ПТС). Отметим, что Методические рекомендации продолжают действовать и в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ.
На основании п. 33 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134, в строке ПТС "10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)" указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
Согласно п. 19 Методических рекомендаций в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), соответствующий перерасчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом округление должно производиться с точностью до второго знака после запятой.
Таким образом, порядок пересчета метрических единиц мощности (киловатт) транспортного средства во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы), установленный п. 19 Методических рекомендаций, применяется лишь в тех случаях, когда в технической документации на транспортное средство отсутствуют указания на мощность автомобиля, выраженную именно в лошадиных силах, необходимую в соответствии со ст. 359 НК РФ для определения налоговой базы по транспортному налогу.
Поддерживают данный вывод и суды. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-4831/2006(25049-А46-33) (далее - Постановление N Ф04-4831/2006) отмечено, что по своему смыслу метрические единицы (киловатты) и внесистемные единицы (лошадиные силы) есть две различные качественные характеристики одного и того же показателя - мощность автомобиля. При этом Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, закрепляя в п. 19 Методических рекомендаций правило пересчета киловатт в лошадиные силы, преследовало цель упорядочения налоговых отношений на тот случай, если в технической документации не окажется указания на мощность автомобиля, выраженную именно в лошадиных силах, необходимую в соответствии со ст. 359 НК РФ для определения налоговой базы по транспортному налогу.
В рассматриваемой ситуации в ПТС, выданном на транспортное средство, уже указана мощность двигателя во внесистемных единицах (250 л.с.), в связи с этим, по нашему мнению, применять для расчета транспортного налога метрические единицы мощности (кВт) не следует. Следовательно, осуществлять налогообложение транспортного средства, в ПТС которого мощность двигателя во внесистемных единицах указана в размере 250 л.с., следует по ставке, применяемой в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 250 л.с. включительно.
В заключение отметим, что применительно к рассматриваемой ситуации разъяснений Минфина России, а также налоговых органов обнаружить не удалось.

К сведению:
На практике показатель мощности двигателя в лошадиных силах, указанный в ПТС, может не соответствовать данным о мощности двигателя в киловаттах. В связи с этим хотелось бы обратить Ваше внимание на уже озвученное нами Постановление N Ф04-4831/2006, в котором было отмечено, что если техническая документация на автомобиль содержит обе качественные характеристики мощности транспортного средства (как л.с., так и киловатты), то при умножении на переводной коэффициент метрические единицы всегда должны соответствовать внесистемным единицам. Если, как в рассматриваемой ситуации, этого не происходит, то техническая документация содержит ошибку (противоречие) в указании мощности транспортного средства. Однако и при таких обстоятельствах налогоплательщик должен рассчитывать налоговую базу по транспортному налогу исходя из указанных в технической документации лошадиных сил.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

12 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.