Какую отчетность должны представлять организации, применяющие ОСНО и относящиеся к малым предприятиям, в органы статистики? Какова периодичность представления отчетности? Предусмотрена ли ответственность за непредставление отчетности в органы статистики?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В обычном порядке организация-субъект малого предпринимательства представляет в территориальные органы Росстата статистическую отчетность в упрощенной форме и только в том случае, если организация включена в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению.
Получить информацию о том, включена ли организация в этот перечень, можно на стенде территориального органа статистики или на его сайте в Интернете. В размещенной информации территориальные органы статистики приводят перечень организаций, которые обязаны сдать статистическую отчетность, а также подлежащие сдаче формы статистической отчетности и сроки сдачи.
До 1 апреля 2011 года все организации-субъекты малого предпринимательства должны были представить в территориальные органы Росстата отчетность в рамках сплошного статистического наблюдения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства представляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Аналогичные положения содержит и абзац 3 п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620, далее - Положение N 620).
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства перечислены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Обращаем внимание, что категория организации (микропредприятие, субъект малого или среднего предпринимательства) определяется по наибольшему показателю (п. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Согласно ст. 5 Закона N 209-ФЗ федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:
- выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки (п. 1 ст. 5 Закона N 209-ФЗ);
- сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона N 209-ФЗ).
Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Сам порядок проведения выборочных статистических наблюдений установлен Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 (далее - Правила N 79).
Пунктами 6 и 7 Правил N 79 определено, что в унифицированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий ежеквартально включаются сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства, о выручке от реализации товаров (работ, услуг), средней численности и заработной плате работников, инвестиционной деятельности.
В специализированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью средних и малых предприятий включаются с месячной (квартальной) периодичностью сведения о производстве и (или) продаже конкретных видов товаров (работ, услуг), а также другие сведения, характеризующие отраслевую специфику производственной деятельности.
При этом согласно п. 2 Правил N 79 перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности по РФ и субъектам РФ. Субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным в соответствии с п. 3 Правил N 79.
То есть статистические формы представляют не все субъекты малого и среднего предпринимательства, а только те, кто попал в выборку.
При этом информирование организаций, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, на практике осуществляется путем размещения информации на стендах в зданиях территориальных органов Росстата либо на сайтах территориальных органов Росстата в Интернете (например, на сайте органа Росстата по г. Москве).
При информировании таким образом организаций территориальные органы Росстата не только приводят перечень организаций, но также и указывают подлежащие представлению формы статистической отчетности.
Иными словами, для того чтобы узнать, обязана ли организация сдавать статистическую отчетность и по каким формам, необходимо руководствоваться информацией, размещенной на стенде в здании территориального органа Росстата или на его сайте в Интернете.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 N 201-р проведение сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства было запланировано на II квартал 2011 года по итогам 2010 года.
Программа этого наблюдения для малых предприятий содержит следующие вопросы:
- Структура уставного капитала;
- Численность и начисленная заработная плата работников;
- Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг и ее распределение по ОКВЭД;
- Платные услуги населению;
- Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции по ОКПД;
- Отдельные виды затрат на производство и реализацию продукции;
- Основные фонды и инвестиции в основной капитал;
- Обеспеченность специально оборудованными помещениями и автотранспортом для осуществления предпринимательской деятельности;
- Наличие инновационной деятельности;
- Территориальное размещение.
Получить информацию о сплошном статистическом наблюдении малого и среднего бизнеса можно на официальном сайте Росстата по адресу: http://www.sploshnoe-nabludenie.ru.
При проведении сплошного статистического наблюдения организации-субъекты малого предпринимательства должны были в феврале-марте 2011 года представить в территориальные органы Росстата соответствующие формы отчетности. С формами сплошного федерального статистического наблюдения можно ознакомиться по адресу: http://sploshnoe-nabludenie.ru/index.php?page=ankety.
Однако если до 1 апреля организации отчетность еще не представили, то сразу же подвергаться штрафным санкциям они не будут.
Так, начальник Управления статистики предприятий Росстата Елена Шустова разъясняет: "Мы будем применять эту меру только к тем, кто вызывающе игнорирует участие в сплошном наблюдении. Но основное, что будет делать Росстат - это убеждать респондентов предоставить информацию, так как данное обследование проводится в интересах развития малого и среднего бизнеса. Штрафовать не хочется, мы надеемся на ваше понимание".
По общему же правилу непредставление статистической информации и представление недостоверной статистической информации влечет ответственность в виде наложения на должностное лицо административного штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 13.19 КоАП РФ).
Отметим, что в соответствии с частью 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Напомним, что в общем порядке кроме форм статистической отчетности в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде (п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга
12 апреля 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.