Организация (ООО) является субъектом малого предпринимательства. Эмитентом публично размещаемых ценных бумаг она не является. Учетной политикой организации создание резервов не предусмотрено, сомнительная задолженность в учете отсутствует. Обязательно ли для организации создание резерва предстоящих отпусков и резерва по сомнительным долгам (согласно приказу Минфина России от 24.12.2010 N 186н)? На какие счета отнести затраты, собранные на счете 97 (остатки стоимости взноса в саморегулируемую организацию, затраты на получение лицензии, сертификатов, страхование и т.п.)?
В части резерва по сомнительным долгам сообщаем.
Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н (далее - Приказ N 186н) внес ряд изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету, в том числе и в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение).
Согласно данным изменениям организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При этом сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Таким образом, в соответствии с данными изменениями организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае наличия дебиторской задолженности, признанной сомнительной.
В то же время следует учитывать, что на сегодняшний день Приказ N 186н не вступил в силу.
При этом п. 3 Приказа N 186н указывает, что данный приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
Соответственно, после официального опубликования Приказ N 186н вступает в силу с ближайшей бухгалтерской отчетности 2011 года.
Однако из вопроса следует, что в учете Вашей организации сомнительная дебиторская задолженность отсутствует. Поэтому полагаем, что у Вашей организации для создания резерва по сомнительных долгам даже после вступления в силу Приказа N 186н оснований не имеется.
В части резерва на предстоящую оплату отпусков работникам сообщаем.
На сегодняшний день п. 72 Положения предусматривает, что организация может создавать, в частности, резерв на предстоящую оплату отпусков работникам1.
Вместе с тем п. 5 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010) указывает, что в бухгалтерском учете организации признается оценочное обязательство при одновременном соблюдении следующих условий:
- у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
- уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
В случае выплаты отпускных сотрудникам, по нашему мнению, условия, поименованные в п. 5 ПБУ 8/2010, соблюдаются.
Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010).
При данных обстоятельствах полагаем, что у организации возникает обязанность по отражению в учете резерва на оплату отпусков.
В то же время в силу п. 3 ПБУ 8/2010 настоящее ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.
Поэтому полагаем, что в данной ситуации Ваша организация может не создавать резерв на оплату отпусков. Информацию о неприменении ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.
В части использования счета 97 сообщаем.
Как уже было отмечено выше, в настоящее время Приказ N 186н еще не вступил в силу. Таким образом, на сегодняшний день для каких-либо корректировок счета 97 оснований не имеется.
После вступления в силу Приказа N 186н п. 65 Положения будет иметь следующую формулировку: "...Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида..."
Следовательно, после вступления в силу Приказа N 186н п. 65 Положения уже не будет содержать такого понятия, как "расходы будущих периодов".
Однако соответствующие изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применения, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2 000 N 94н, пока не внесены. Перечень объектов, учет которых возможно организовать на счете 97 "Расходы будущих периодов", при этом на сегодня является открытым.
Кроме того, п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" устанавливает, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Таким образом, формально нормативные акты по бухгалтерскому учету по-прежнему предусматривают равномерное признание ряда расходов.
Учитывая изложенное, на наш взгляд, порядок списания расходов в виде взноса в компенсационный фонд СРО, стоимости сертификатов, лицензий, расходов на страхование и т.п. в 2011 году остается неизменным.
Вместе с тем в бухгалтерском балансе, форма которого утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н и начнет действовать с отчетности за 2011 год, строка, предназначенная для учета расходов будущих периодов, отсутствует.
Принимая во внимание, что, по своей сути, расходы, учтенные на счете 97, не соответствуют понятию внеоборотных активов, полагаем, что в бухгалтерском балансе, форма которого утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, данные объекты подлежат отражению по строке "Прочие оборотные активы" раздела "Оборотные активы".
В то же время ряд специалистов предлагают сальдо счета 97 распределять между строками "Прочие внеоборотные активы" и "Прочие оборотные активы" в зависимости от срока списания расходов (смотрите следующий материал: Планы, планы, планы... (М.В. Моисеев, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 1, январь 2011 г.)).
Дополнительно после вступления в силу Приказа N 186н Вашей организации следует подробно прописать в изменениях к своей учетной политике механизм отражения в учете и отчетности поименованных выше затрат, а также порядок их списания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга
29 марта 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
1 После официального опубликования Приказа N 186н п. 72 Положения утрачивает силу.