Организация (ООО) применяет ОСНО. Учредителем является гражданин РФ. Выручка организации за 2009 год составила 97 млн. руб., величина активов баланса - 241 млн. руб., выручка за 2010 год - 48 млн. руб., величина активов баланса - 118 млн. руб. Средняя численность сотрудников составляет 7 человек. Подлежит ли организация обязательному аудиту? Какова ответственность за непроведение обязательного аудита? Обязана ли организация формировать и предоставлять в составе промежуточной отчетности формы 3, 4, 5 бухгалтерской отчетности?
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н; далее - Положение), п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н; далее - Указания) в состав бухгалтерской отчетности входят:
- бухгалтерский баланс (форма N 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
- отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту;
- пояснительная записка.
Вместе с тем согласно п. 85 Положения и п. 3 Указаний субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку, имеют право не представлять формы NN 3, 4 и 5 при отсутствии соответствующих данных.
Таким образом, объем бухгалтерской отчетности организации зависит от двух факторов: относится ли организация к субъектам малого предпринимательства и подлежит ли она обязательному аудиту.
Субъект малого предпринимательства
Критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ):
1. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год должна быть до 100 человек включительно.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. рублей (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Таким образом, Ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства.
Обязательный аудит
Обязанность по проведению обязательного аудита возникает в случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).
В частности, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. Эти показатели установлены с 1 января 2011 года и применяются к аудиту отчетности начиная с отчетности за 2010 год (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
Как разъяснил Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России в п. 8 Информационного сообщения от 09.11.2009 N 3, решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Поскольку сумма активов Вашей организации по состоянию на конец 2009 г. превышала 60 млн. руб., отчетность Вашей организации за 2010 г. подлежит обязательной аудиторской проверке.
Ответственность за непроведение обязательного аудита
В настоящее время ответственность за непроведение ежегодного обязательного аудита прямо не установлена. Однако в случае невыполнения требования о проведении такого аудита организация может быть привлечена к ответственности за ненадлежащее выполнение обязанности по представлению бухгалтерской отчетности.
Как было отмечено ранее, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности. Одной из обязанностей налогоплательщика, установленных п. 1 ст. 23 НК РФ, является представление по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ. Таким образом, организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана в установленные законом сроки представлять в налоговый орган аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью.
Следует учитывать, что согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной им в постановлении от 01.04.2003 N 4-П, аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.
За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, ст. 126 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме этого, непредставление в налоговый орган в установленный срок бухгалтерской отчетности влечет наложение на должностных лиц организации штрафа в размере от 300 до 500 рублей (часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ). При этом в соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ уплата штрафа не освобождает организацию от обязанности представить соответствующую отчетность.
Статьей 61 ГК РФ предусмотрена возможность принудительной ликвидации в судебном порядке организаций, которые допускают в своей деятельности неоднократные или грубые нарушения закона.
Требование о ликвидации юридического лица по этому основанию может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Соответствующие полномочия предоставлены и налоговым органам (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации"). Поэтому неоднократное неисполнение обществом обязанности по проведению обязательного аудита и представлению соответствующего заключения в составе бухгалтерской отчетности может послужить основанием для предъявления налоговым органом иска о принудительной ликвидации организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
25 марта 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.