Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В рамках республиканской целевой программы, направленной на поддержку и развитие малого бизнеса, за счет средств федерального бюджета коммерческой организации выделены денежные средства в виде субсидии на возмещение части затрат по договору лизинга. Являются ли денежные средства, полученные в 2009 году в виде субсидии, доходом, облагаемым налогом на прибыль?

В рамках республиканской целевой программы, направленной на поддержку и развитие малого бизнеса, за счет средств федерального бюджета коммерческой организации выделены денежные средства в виде субсидии на возмещение части затрат по договору лизинга. Являются ли денежные средства, полученные в 2009 году в виде субсидии, доходом, облагаемым налогом на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Денежные средства в виде субсидии, выделенные в рамках республиканской целевой программы с целью поддержки малого предпринимательства, являются доходом организации.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);
  • внереализационные доходы.

В силу п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Исключением являются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.
Перечень необлагаемых доходов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно ст. 6 БК РФ под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Таким образом, направление бюджетных средств в виде субсидий носит целевой характер.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Отметим, что положения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не позволяют отнести к средствам целевого финансирования денежные средства, полученные в виде субсидии от органов исполнительной государственной власти на поддержку субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Так, согласно ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством коммерческая организация не может являться получателем бюджетных средств.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (производителям товаров, работ, услуг) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, полученные организацией субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету в составе доходов для целей исчисления налога на прибыль.
В заключение отметим, что приведенная выше позиция подтверждается рядом писем Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 14.08.2009 N 03-03-05/156, от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547, от 06.10.2009 N 03-03-06/4/85).

К сведению:
Обращаем внимание, что в настоящее время налоговые льготы для организаций, получающих субсидии в рамках целевых государственных программ, установлены только для тех налогоплательщиков, которые получают такие субсидии в рамках программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089. Хотим отметить, что налоговая льгота заключается не в том, что полученные денежные средства не учитываются при исчислении налога на прибыль, а в том, что субсидии для целей налогообложения подлежат учету в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения условий получения выплат суммы субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Суммы субсидий, оставшиеся неизрасходованными по окончании третьего налогового периода, в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (п. 4.1 ст. 271 НК РФ, п. 2.1 ст. 273 НК РФ, письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

17 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.