В 2007 году проведена реорганизация ООО в форме выделения. Выделенное новое ООО является правопреемником, обладает статусом малого предприятия. Во вновь созданное ООО были переведены все работники, руководитель и главный бухгалтер. Ответственность за сохранность бухгалтерской, налоговой и финансово-хозяйственной документации первоначального общества за 2004-2007 годы возложена на выделенное общество отдельным пунктом протокола общего собрания реорганизуемого общества, которым утверждался разделительный баланс. Договора о хранении документов нет, хранение документов осуществляется бесплатно. По состоянию на 01.11.2010 документы не были востребованы. Место нахождения реорганизованного общества неизвестно, и связаться с ним не представляется возможным. Имеет ли право правопреемник, получивший документы на хранение, провести уничтожение документов? Если да, то за какой период?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация имеет право на уничтожение документов по истечении установленных законодательством сроков их хранения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ).
Соответственно, после выделения образуются два общества с ограниченной ответственностью, каждое из которых имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельно отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
При этом общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, помимо принятия решения о реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы (п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) при реорганизации негосударственных организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами. Однако после реорганизации, как следует, в частности, из ст. 48 ГК РФ, ст. 8 Закона N 14-ФЗ, участники каждого из обществ имеют право участвовать в управлении делами только того общества, в котором им принадлежат доли в уставном капитале.
Как видим, общее собрание участников реорганизуемого общества воспользовалось своим правом, закрепленным в п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ, на решение иных вопросов и в соответствии с п. 9 ст. 23 Закона N 125-ФЗ определила место хранения документов реорганизуемого общества.
Соответственно, выделенная организация является ответственной за сохранность переданных ей документов в соответствии с законодательством РФ. Иными словами, организация обязана хранить документы реорганизованного общества по общим правилам хранения документов. Тот факт, что организация является правопреемником реорганизованного общества, на срок и порядок хранения документов не влияет.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация имеет право на уничтожение документов по истечении сроков, предусмотренных законодательством, а именно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
17 ноября 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.