Государственный заказ размещается у субъектов малого предпринимательства путем запроса котировок, о чем имеется соответствующее указание в извещении. В ст. 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые должен указывать участник в котировочной заявке. Но в этом перечне отсутствуют сведения о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства. Какое решение должна принять котировочная комиссия относительно котировочной заявки, которая не содержит сведений о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства, как это требовалось в извещении?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если участник запроса котировок, проводимого среди субъектов малого предпринимательства, не декларировал в котировочной заявке свой статус субъекта малого предпринимательства, то котировочная заявка такого участника размещения заказа подлежит отклонению котировочной комиссией.
Обоснование вывода:
В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2-4 Закона N 94-ФЗ, с учетом положений данной статьи.
При размещении заказа путем запроса котировок, в котором участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении запроса котировок (ч. 3 ст. 15 Закона N 94-ФЗ).
Причем при проведении такого запроса котировок в силу п. 4 ст. 15 Закона N 94-ФЗ котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не отвечающими требованиям, предъявляемым к субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Однако порядок проверки заказчиками соответствия участников запроса котировок таким требованиям ни ст. 15 Закона N 94-ФЗ, ни нормами Закона N 94-ФЗ, которые регулируют такой способ размещения заказа, как запрос котировок, не регламентирован.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона N 94-ФЗ заказчикам предоставлено право запрашивать сведения об участниках размещения заказа у компетентных органов, однако исходя из смысла данной нормы данное право предоставлено заказчикам только в отношении перечисленных в ней сведений и только в отношении участников размещения заказов в форме торгов.
Таким образом, при проведении запроса котировок проверка сведений об участниках размещения заказа положениями Закона N 94-ФЗ не предусмотрена.
В связи с этим в п. 3 совместного письма Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ от 29.04.2008 N 5684-АП/Д05/АЦ/10329 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства" отмечено, что заказчики могут проверить сведения об участниках размещения заказа на предмет их принадлежности к субъектам малого предпринимательства только при проведении торгов, а при проведении же запроса котировок соответствие участников критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства декларируется ими при подаче котировочных заявок (смотрите также п. 5 письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29.03.2010 N 01-16/1157, п. 5 письма Федеральной антимонопольной службы РФ от 20.08.2009 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства").
Таким образом, участник размещения заказа должен декларировать свой статус субъекта малого предпринимательства в котировочной заявке.
Соответственно, если участник размещения заказа не декларировал в котировочной заявке свой статус как субъекта малого предпринимательства либо котировочная заявка участника размещения заказа не подтверждает его статус как субъекта малого предпринимательства, то котировочная заявка такого участника размещения заказа подлежит отклонению котировочной комиссией.
Это подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2010 N А28-12593/2009).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
27 августа 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.