Обязан ли участник отслеживать изменения в извещении по Закону N 44-ФЗ?
Заказчик принял решение внести изменение в техническое задание (ТЗ) проекта контракта. Один из участников подал заявку до внесения изменений в ТЗ и не поменял его. Обязан ли участник отслеживать изменения в извещении по Закону N 44-ФЗ? Должен ли заказчик отклонить заявку в рассматриваемом случае?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Участнику закупки следует отслеживать статус извещения о закупке на предмет внесенных изменений. Заявка участника подлежит отклонению, если содержащееся в ней предложение не отвечает актуальным (с учетом внесенных изменений) требованиям извещения к описанию объекта закупки.
Обоснование вывода:
Право заказчика внести изменение в извещение об осуществлении закупки (далее - извещение) прямо предусмотрено ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В соответствии с данной нормой заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом о разъяснении положений извещения, предусмотренным ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, вправе внести изменения в извещение в порядке, этой же нормой предусмотренном, и с соблюдением определенных в ней же предельных сроков размещения обновленного извещения в единой информационной системе (далее - ЕИС). Причем, как указано в ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при внесении изменений в извещение о закупке не допускаются изменение наименования объекта закупки, а также увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке.
Законом N 44-ФЗ не регламентированы последующие действия лиц, принимающих участие в закупке, после внесения заказчиком изменений в извещение о закупке: ни обязанность заказчика отдельно информировать участников закупки о внесении изменений в извещение о закупке, ни последующие действия участников закупки в связи с такими изменениями. Статья 43 Закона N 44-ФЗ, определяющая содержание, правила подачи заявки на участие в закупке, возможность внесения изменений в заявку не предусматривает. В то же время предусмотрено право участника отозвать свою заявку (ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Также Закон N 44-ФЗ формально не ограничивает право участника направить новую заявку на участие в той же закупке после отзыва своей предыдущей заявки. Разумеется, при совершении таких последовательных действий должны соблюдаться сроки, установленные Законом N 44-ФЗ для отзыва и подачи заявки на участие в закупке, соответственно.
Каких-либо особых условий рассмотрения заявок, поданных до внесения изменений в извещение о проведении закупки, Законом N 44-ФЗ также не установлено.
По общему правилу, если заявка участника содержит информацию и документы, не соответствующие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в том числе описанию объекта закупки (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ), такая заявка подлежит отклонению по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Анализ приведенных норм показывает, что если участник закупки не отзывает после внесения изменений в отношении объекта закупки в извещение о закупке свою заявку и не направляет новую заявку, соответствующую новому описанию объекта закупки, такая заявка подлежит отклонению по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием представленной информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Соответственно, во избежание отклонения своей заявки участнику закупки следует отслеживать статус извещения о закупке на предмет изменений. В рассматриваемом же случае заявка участника подлежит отклонению, если его предложение не отвечает требованиям извещения к описанию объекта закупки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
21 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.