Размещение крупногабаритного транспортного средства на подземной автостоянке в МКД
Можно ли парковать на автостоянке (расположенной на цокольном этаже жилого дома, машино-места на которой указаны условно в договоре под номерами, но по факту вся стоянка в общей долевой собственности без выдела машино-мест в натуре) автомобиль категории D с разрешенной максимальной массой - 3,2 т (то есть до 3,5 тонн) - семиместный автомобиль ЛУИДОР 225040 с бензиновым двигателем, тип ТС - автобус прочее?
Машино-место принадлежит на праве общей долевой собственности владельцу ЛУИДОРа, машина стоит на месте, указанном при приобретении парковки. Знака "парковка" на въезде на паркинг нет.
Прежде всего отметим, что в силу п. 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, далее - Правила и/или ПДД РФ) указанные Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Согласно п. 1.2 Правил стоянкой признается преднамеренное прекращение движения транспортного средства (далее - ТС) на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой ТС. В свою очередь, остановкой является преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки ТС. Кроме того, парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Дворы и жилые массивы относятся к территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения ТС и именуются не иначе как прилегающей территорией (далее - придомовая территория), на которую в равной степени распространяются ПДД РФ в части стоянки/остановки ТС, как общие (смотрите Разд. 12 ПДД РФ), так и специальные (смотрите Раздел 17 ПДД РФ).
Так, в частности, на придомовой территории (во дворах) запрещаются стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест (смотрите пп. 17.2, 17.4 ПДД).
Отметим, что в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработан Свод правил СП 113.13330.2023 "Стоянки автомобилей. СНиП 21-02-99*" (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2023 г. N 718/пр).
СП 113.13330.2023 распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений на территориях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных и велотранспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности и не распространяется на стоянки автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, на стоянки автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе, на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ.
Стоянки автомобилей классифицируют с учетом их градостроительных, архитектурно-планировочных, конструктивных, функционально-технологических решений. Стоянки автомобилей могут быть размещены в зданиях ниже и (или) выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей, в том числе с использованием крыши этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться в наземных или в подземных, подвальных, цокольных этажах, а также размещаться на открытых площадках (п. 4.3 СП 113.13330.2023).
При размещении в многоквартирных домах гаражей, стоянок, паркингов необходимо отделять их от жилой части здания этажом нежилого назначения (п. 134 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3).
Параметры мест для хранения автомобилей, пандусов, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания принимаются по приложению А, ширина проездов и параметры рамп устанавливаются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, способа хранения, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки в соответствии с приложением А к СП 113.13330.2023.
Требования пожарной безопасности установлены п. 6.2 СП 113.13330.2023.
В подземных стоянках автомобилей разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы не допускается. Для выделения машино-мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих (НГ) материалов (п. 7.1.1 СП 113.13330.2023).
Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в таком доме, к которому относятся в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как мы поняли из вопроса, подземная парковка (автостоянка) не является отдельным сооружением, а представляет собой часть (цокольный этаж) МКД, поэтому является его неотъемлемой конструктивной частью. Соответственно, такая парковка (автостоянка) относится к общему имуществу собственников помещений, многоквартирного дома, в связи с чем собственник помещения в МКД вправе пользоваться данным имуществом.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных выше норм, полагаем, что собственник помещения в МКД вправе использовать машино-место, расположенное на подземной парковке (автостоянке), как составную часть общего имущества МКД. При этом прямого запрета на размещение указанного в вопросе транспортного средства с точки зрения жилищного законодательства, а также технических норм, нами не усматривается.
К сожалению, судебной практики, подходящей под условия вопроса, не обнаружено. Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
19 ноября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.