Должен ли заказчик по Закону N 44-ФЗ распечатывать, подписывать "от руки" и направлять по запросу в адрес органа финансового контроля электронные документы, хранящиеся в ЕИС?
Орган финансового контроля запросил у заказчика (Закон N 44-ФЗ) документы, сформированные, подписанные электронной подписью и размещенные в ЕИС, на бумажном носителе с подписями от руки и печатями.
Правомерно ли требование проверяющих?
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) построен на принципах, указанных в ст. 6 этого Закона, в том числе принципе открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС). ЕИС представляет собой совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 9 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru (п. 3, п. 4 Положения о единой информационной системе в сфере закупок (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60)).
ЕИС содержит в том числе информацию о планах-графиках, закупках (смотрите также п. 5 положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60), реестр контрактов, заключенных заказчиками, отчеты заказчиков (п. 2, пп. 5-6, п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ), которые размещаются на официальном сайте (ч. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). В случае, если указанная информация, размещенная в ЕИС, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в ЕИС, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в ЕИС (ч. 4 ст. 5 Закона N 44-ФЗ, п. 4 положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60).
В рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Для подписания электронных документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, используется усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Указанные заявки и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при исполнении контрактов, должны быть подписаны усиленной электронной подписью. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием ЕИС (ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ).
Информация и документы, сформированные и размещенные в соответствии с Законом N 44-ФЗ в ЕИС, хранятся одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, определенными в соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, не менее шести лет после завершения закупки (ч. 8 ст. 5 Закона N 44-ФЗ). При этом на заказчика Законом N 44-ФЗ не возложена обязанность распечатывать, хранить, направлять в адрес органов контроля информацию и документы, формируемые и размещаемые в ЕИС и (или) на электронной площадке, специализированной электронной площадке (смотрите также ч. 15 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).
Отметим также, что доступ к содержащимся в ЕИС информации и документам (по конкретным закупкам) не подлежащим размещению на официальном сайте, предоставляется после прохождения в ней процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в том числе контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации (абзац 5 подп. "е" п. 20 Положения о единой информационной системе в сфере закупок (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60).
К сведению:
Законом N 44-ФЗ был предусмотрен срок хранения некоторых документов, аналогичный разделу 2.4 приказа Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236, до 1 января 2022 года (ч. 15 ст. 53, ч. 13 ст. 90 Закона N 44-ФЗ в ранее действующей редакции). В настоящее время Закон N 44-ФЗ аналогичных положений не содержит. Изменения в приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 в связи с внесением изменений в Закон N 44 не вносились. Полагаем, указанный приказ может применяться исключительно в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
25 ноября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.