Если участником в заявке указан " диаметр 200 см", а фактически поставлен товар, который имеет диаметр 198 см, может ли заказчик принять такой товар?
Проводится закупка по Закону N 44-ФЗ. Участником в заявке указан "диаметр 200 см", заказчиком в извещении "диаметр 200 см". Фактически поставлен товар, который согласно паспортным данным имеет диаметр 180 +- 18 см. Фактически товар имеет диаметр 198 см.
Обязан ли заказчик расторгнуть контракт по подп. б п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика в пользу того, что незначительные отклонения (например, 2 см) остаются на усмотрение заказчика? Или это риски заказчика, и могут быть последствия после проверки прокуратуры?
К сожалению, мы не можем дать однозначный ответ на данный вопрос, поскольку ситуация не урегулирована напрямую законом, а официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, в которых бы разрешалась аналогичная ситуация, нам найти не удалось.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Эти требования должны применяться в неразрывной связи с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, причем должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В свою очередь, заявка на участие в закупке должна содержать конкретные показатели, характеристики товара, предлагаемого к поставке (подп. "а" п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 12.04.2011 N Д22-57;Энциклопедия решений. Определение товаров, приобретаемых по Закону N 44-ФЗ, в описании объекта закупки и в заявке на участие в закупке).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий, к которым, как видно из сказанного выше, относится и наименование товара и его характеристики (смотрите также п. 1 ст. 432, п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ), не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Положения указанных статей не предусматривают возможности произвольного изменения условия контракта о товаре. Более того, по сути единственная норма, на основании которой возможно заменить в контракте одно наименование товара на другое, - ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит о возможности поставки по согласованию с заказчиком товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, за исключением случаев, перечисленных в законе, когда не допускается даже такая замена (смотрите также письма Минэкономразвития России от 12.08.2014 N ОГ-Д28-6177 и от 15.12.2014 N Д28И-2828). Иными словами, поставщик по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должен поставить товар, обладающий указанными в контракте характеристиками.
В силу ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с данной статьей.
В соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Буквально из приведенной формулировки (надо признать, что не самой удачной) следует, что несоответствие поставленного товара условиям контракта по общему правилу должно влечь отказ в приемке такого товара.
Если приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта, не соответствующих условиям контракта (если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) привела к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
Иными словами, по общему правилу Закон N 44-ФЗ не допускает поставки товара, не соответствующего согласованным условиям, без внесения в контракт изменений.
В силу ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Добавим, что по смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 3, ч. 7, ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка и экспертиза фактически равнозначны проверке товара, результата работ, услуг, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством во время их приемки (ст. 474, пп. 2, 3 ст. 513, пп. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ) (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг).
Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ поставщик должен в установленный контрактом срок представить товар, наименование и характеристики которого соответствуют условиям контракта, если он не согласовал с заказчиком поставку товара с улучшенными характеристиками. Несоответствие результатов исполнения условиям контракта может послужить основанием для отказа от подписания документа о приемке (смотрите, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 06.09.2022 N Ф01-4534/22). Таким несоответствием может быть и, например, несоответствие глубины полок в шкафу (смотрите постановление Пятнадцатого ААС от 17.10.2023 N 15АП-15663/23, измененное постановлением АС Северо-Кавказского округа от 28.02.2024 N Ф08-13914/23, но не в этой части). В случае поставки товара, не соответствующего характеристикам, установленным в контракте, или товара ненадлежащего качества заказчик представляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Безусловно, может быть поднят вопрос о степени несоответствия характеристик товара условиям контракта и их фактического влияния на потребительскую ценность товара. Данный вопрос носит более теоретический характер, поскольку законодательство никаких критериев оценки степени несоответствия характеристик товара предусмотренным контрактом не устанавливает и, по нашему мнению, не может устанавливать, поскольку многообразие жизненных ситуаций заведомо превосходит возможности человеческого предвидения, в том числе и возможности предвидения законодателя. С формальной же точки зрения, как показано выше, заказчик вправе отказать в приемке товара в случае любого несоответствия любых его характеристик. Поэтому на практике вынести окончательное, обязательное для всех решение по такому вопросу может только суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и доводов сторон, которые должны опираться более на техническую, чем на правовую сторону дела (смотрите постановление Девятого ААС от 06.04.2021 N 09АП-1828/21, оставленное без изменения постановлением АС Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-17019/21, в котором суд не принял в качестве доказательства правовое заключение АНО ДПО "Институт госзакупок" в силу того, что "указанное заключение не является нормативным актом и содержит субъективные выводы конкретной организации, с которыми МВД России согласиться не может"). Материалов же судебной практики, содержащих суждения по аналогичным вопросам, как указывалось с самого начала, нам найти не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
13 ноября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.