Что делать, если подрядчик предъявляет к оплате не только те работы по капитальному ремонту школ, которые предусмотрены сметой, но и новые работы, необходимость в которых была выявлена по итогам технического обследования?
Сейчас в рамках программы капитального ремонта школ по всей стране (муниципальные контракты) субподрядчики осуществляют ремонт школ, при этом в рамках договора отдельно не предусмотрено техническое обследование подрядчиком, и заказчик не согласовывал отдельно техническое задание на обследование школ. Как складывается сейчас практика, если подрядчик предъявляет к оплате не только те работы, которые предусмотрены сметной документацией, но и новые работы, которые были предусмотрены по итогам технического обследования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу объем работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства определяется дефектным актом и сметой, составляемыми до начала строительных работ, в твердом объеме. Возможности определения объема строительных работ по результатам технического обследования, проводимого в рамках того же контракта, законодательством не предусмотрено.
По контракту на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства возможно как добавление любых новых, не предусмотренных ранее работ, так и исключение любых ранее предусмотренных, при условии, что цена контракта не изменится более чем на 10%.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее - строительные работы) описание объекта закупки должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
Указания п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ фактически повторяют требования, установленные нормами Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 данного Закона), и Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
По договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. В силу ч. 1.2 ст. 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией, если иное не предусмотрено ч. 1.4 ст. 48 ГрК РФ (в силу которой Правительством РФ могут быть установлены случаи, при которых не требуется подготовка рабочей документации). Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Однако следует заметить, что в соответствии с градостроительным законодательством составление проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту обязательно, только если они осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50% (ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ). Причем в этом случае проектирование может ограничиваться составлением сметы на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых в данном случае. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ).
В любом случае, как следует из вышеприведенных норм, по общему правилу объем работ по строительств, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства определяется проектом, технической документацией или дефектным актом и сметой, составляемыми до начала строительных работ, в твердом объеме. Предусмотренное ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ исключение, когда может быть определена твердая цена единицы работ и максимальное значение цены контракта, в данном случае неприменимо в силу специфики предмета контракта. Возможности определения объема строительных работ по результатам технического обследования, проводимого в рамках того же контракта, законодательством не предусмотрено.
Исключения, как уже было сказано выше, составляют случаи, определенные соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. При этом, однако, ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ ограничено случаями, установленными в соответствии с этой нормой постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла", в котором проектирование и строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов, используемых в сфере образования, не фигурирует. Согласно же ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, то есть реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства сюда не относятся.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Случаи изменения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия выделены законодательством в отдельную категорию, для которых установлены специальные основания для изменения (пп. 1.3, 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В частности, п 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту на выполнение строительных работ без ограничения видов работ и масштаба изменения их объема. Иными словами, в соответствии с ней возможно как добавление новых, не предусмотренных ранее контрактом работ, так и исключение ранее предусмотренных. Эта же норма применяется к контрактам, предусмотренным ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также к контрактам жизненного цикла, предусмотренным ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем этой же нормой ограничена возможность изменения цены контракта, которое допускается с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта. Соответственно, изменение объема работ ограничивается тем условием, что оно не должно влечь изменение их стоимости свыше указанного предела. При этом требования о пропорциональности изменения цены изменению объема работ отсутствует, поэтому в принципе возможно увеличение объема работ более чем на 10%, при условии, что цена увеличится не более чем на 10%.
Полагаем, что названный пункт может быть применен безо всяких сомнений и в описанной ситуации.
В ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлены отдельные основания для изменения контрактов, предусмотренных только ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а именно:
- если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену контракта, возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон. Данное изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30% (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- если при исполнении контракта цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ч. 1.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Однако, полагаем, что указанные основания в рассматриваемом случае не применимы в силу вышеназванных оснований.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
22 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.