Какие изменения возможны для контракта по строительству со сроком исполнения менее года по Закону N 44-ФЗ?
Какие изменения возможны для контракта по строительству со сроком исполнения менее года по Закону N 44-ФЗ?
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Исчерпывающий перечень случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Часть 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит о том, что она регулирует изменение только существенных условий контракта. Однако пп. 2-4, 10, 13 этой части допускают изменение фактически любых условий контракта, хотя пп. 2-4, 13 - только на основании решения органов исполнительной власти. Прочие пункты ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий - количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта, его срока.
Для изменения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные работы) выделяются специально установленные основания (пп. 1.3, 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Эти же основания применимы и для контрактов, предусмотренных ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также контрактов жизненного цикла, предусмотренных ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. При этом пп. 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ применяются к контрактам жизненного цикла, если такой контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Выделение в отдельную группу случаев изменения данных контрактов обусловлено их спецификой, поскольку объем исполнения по ним определяется в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ проектной (технической) документацией, которая в случаях, определенных градостроительным законодательством, должна получить положительное заключение государственной экспертизы. При этом такая документация зачастую предусматривает выполнение самых разнородных работ, при которых используются разнообразные материалы и оборудование. На практике иногда проектная документация в силу неполноты исходных данных или допущенных при проектировании ошибок не предусматривает всех необходимых работ или предусматривает избыточные работы. Также иногда уже в ходе работ подрядчик или иное лицо (проектировщик, сотрудник заказчика) может предложить применение лучших или аналогичных по качеству, но более дешевых материалов либо лучшие решения архитектурно-строительных задач, ведущих к увеличению надежности конструкции объекта капитального строительства и (или) улучшению его функциональных, потребительских качеств или сокращению общего объема работ, уменьшению количества применяемых материалов и, как следствие, - снижению стоимости строительства. В отсутствие специальных норм изменение контрактов на выполнение строительных работ в таких случаях могло осуществляться только на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который не учитывал всех тонкостей такого изменения, что приводило ко множеству вопросов. Решению этих вопросов служит введение специальных норм.
Изменение видов и объемов строительных работ по контракту
Пункт 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту на выполнение строительных работ, заключенному на любой срок, без ограничения видов работ и масштаба изменения их объема. Эта же норма применяется к контрактам, предусмотренным ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также к контрактам жизненного цикла, предусмотренным ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем этой же нормой ограничена возможность изменения цены контракта, которое допускается с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта. Соответственно, изменение объема работ ограничивается тем условием, что оно не должно влечь изменение их стоимости свыше указанного предела. При этом требования о пропорциональности изменения цены изменению объема работ отсутствует, поэтому в принципе возможно увеличение объема работ более чем на 10%, при условии, что цена увеличится не более чем на 10%.
Следует учитывать, что проектная документация, подлежащая государственной экспертизе (если сметная стоимость превышает 10 млн руб. (ч. 2 ст. 8.3, п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ) и не подпадает под исключения, предусмотренные чч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ), направляется повторно (2 раза и более) на такую экспертизу в случаях, предусмотренных п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, в том числе:
- при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ (подп. "б" п. 44 Положения);
- при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, - по инициативе заявителя (подп. "в" п. 44 Положения).
При этом п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в отличие от приводимых ниже пп. 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не предусматривает возможности изменения срока исполнения контракта и не оговаривает, что в такой срок не включается срок повторного прохождения государственной экспертизы.
Соответственно, хотя это не указано в п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, по общему правилу предусмотренная им возможность изменения контракта может реализоваться только в случаях изменений проектной документации на строительство, которые не требуют повторной государственной экспертизы.
Изменение условий контракта на выполнение строительных работ при невозможности его выполнения в срок
Пункты 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривают возможность изменения контракта на выполнение строительных работ, контрактов, предусмотренных ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления невозможности его исполнения на ранее установленных условиях, только п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает дополнительные возможности изменения для долгосрочных контрактов на выполнение строительных работ, цена которых превышает установленный Правительством РФ предел. Такая невозможность не отождествляется с необходимостью внесения изменений в проектную документацию и соответствующая необходимость не определяется подтверждающим условием невозможности выполнения работ на прежних условиях. Однако надо заметить, что обеими нормами такая возможность предусмотрена именно для случаев, которые наступили по независящим от сторон обстоятельствам и только. Только п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ фактически устанавливает еще одно дополнительное основание для изменения контракта на выполнение строительных работ: невозможность выполнения работ в срок, установленный контрактом, по вине подрядчика, хотя и предусматривая для него те же последствия. К числу же не зависящих от сторон обстоятельств мы можем отнести только либо наличие ошибок или неучтенных исходящих данных при подготовке проектной документации (например, ошибка в оценке плотности грунта, наличие не замеченного при инженерных изысканиях подземного ручья и т.п.) или влияние чрезвычайных природных условий, включая обстоятельства непреодолимой силы (например, не обычное для данной местности в данное время года количество осадков либо пожар, смерч и т.п.), в том числе влияющие на объем работ (необходимость ликвидации последствий воздействия природных явлений, дополнительное укрепление конструкций на время воздействия или вследствие изменения ландшафта после такого воздействия и т.п.). Поэтому обе нормы содержат указание на то, что в число не зависящих от сторон обстоятельств относится в том числе и необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Изменение только срока контракта на выполнение строительных работ
По общему правилу, установленному п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и касающемуся любых контрактов на выполнение строительных работ, контрактов, предусмотренных ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случае невозможности выполнения работ на прежних условиях вследствие не зависящих от сторон обстоятельств или по вине подрядчика допускается однократное изменение срока исполнения контракта (надо полагать - срока выполнения работ по контракту и (при необходимости) срока действия контракта) на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. В указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством РФ положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Обратим внимание, что п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит об изменении только срока исполнения контракта. Однако внесение изменений в проектную документацию подразумевает изменение объема и (или) видов выполняемых работ, что этот пункт не допускает. Получается, что в таком случае данный пункт может применяться только после изменения контракта по другому основанию, надо полагать - на основании п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, либо одновременно с таким изменением. Правомерность изменения контракта одновременно по двум пунктам может быть поставлена под сомнение и в таком случае вопрос может быть разрешен только судебной практикой. Возможно, целесообразно оформлять 2 дополнительных соглашения по 2 пунктам последовательно, хотя бы и с разницей в один день.
При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Для изменения контракта в случае его неисполнения в срок по вине подрядчика предусмотрено дополнительное условие: отсутствие неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с законом, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.
Временно установленная возможность изменения любых условий любых контрактов, включая контракты на выполнение строительных работ, при невозможности их исполнения
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Как следует из п. 5 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ применяется и к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Как указано в самой ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, предусмотренное этой нормой изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения:
- Правительства РФ при закупках для федеральных нужд (смотрите п. 1 постановления Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148 "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315");
- высшего исполнительного органа субъекта РФ при закупках для нужд субъекта РФ. В п. 1 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, письме Минфина России от 18.04.2022 N 24-06-06/34049 указано, что такое решение принимается в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ). При этом Закон N 44-ФЗ позволяет предусмотреть в названном решении условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта. Следует учитывать, что Закон N 184-ФЗ утратил силу с 1 января 2023 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
- местной администрации в закупках для муниципальных нужд.
В п. 1 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, письме Минфина России от 18.04.2022 N 24-06-06/34049 разъяснено, что на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до указанной в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ даты, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы относятся к таким обстоятельствам. Часть 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, поэтому размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности, в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
12 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.