Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Возможно ли использовать скан-копии коммерческих предложений для обоснования начальной (максимальной) цены контракта?

Возможно ли использовать скан-копии коммерческих предложений для обоснования начальной (максимальной) цены контракта?

Возможно ли использовать скан-копии коммерческих предложений при расчете начальной (максимальной) цены контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Использование заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта копий, включая скан-копии, коммерческих предложений, простых распечаток документов, полученных по электронной почте, не является нарушением законодательства.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) и в предусмотренных указанным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в данной части, из которых приоритетным, используемым по умолчанию методом является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно чч. 5, 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг (содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки, рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами, информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка и т.п), а также информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком).

В отношении получения информации от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует учитывать Методические рекомендации (далее - Рекомендации) по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. В частности, в п. 3.7.1 Рекомендаций говорится о направлении запросов о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе. Однако каких-либо правил, касающихся документов, содержащих информацию, на основании которой выполняется расчет НМЦК, ни Законом N 44-ФЗ, ни Рекомендациями не установлено.

Следует иметь в виду, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций). Они применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Поэтому они, как правило, носят именно рекомендательный характер, что отражается в самих их нормах (смотрите, например, пп. 3.3, 3.7 Рекомендаций).

Вместе с тем отметим, что, например, в п. 2.1 Методических рекомендаций указано, что оригиналы использованных при определении, обосновании цены документов, снимки экрана (скриншот), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Полагаем, следует заметить, что, во-первых, здесь употреблено именно слово "целесообразно", которое очевидным образом не является эквивалентом слова "обязательно". А во-вторых, что сами Рекомендации заведомо допускают обработку информации, полученной, зафиксированной не только в виде "оригинальных" документов (с собственноручной подписью уполномоченного лица и (или) "синей печатью"), но и в виде их копий.

Кроме того, отметим, что у документа, полученного по электронной почте, оригинала с "синей печатью" не может быть в принципе, поэтому полагаем, что рекомендация хранить скриншоты относится и к документам, полученным по электронной почте. Хотя очевидно, что в случае, если такой документ занимает большой объем (много "экранов") или передан прикрепленным в электронном письме документом, открывающимся в интерфейсе служебной программы, не показывающей связь с этим электронным письмом, исполнение данной рекомендации может быть затруднительным.

Более того, ни один нормативный акт не обязывает респондентов (потенциальных контрагентов) отвечать на подобные запросы заказчиков. Предоставление соответствующей информации заказчику является правом, а не обязанностью получателя запроса, который вправе как ответить на запрос, сформировав содержание ответа, выбрав способ передачи коммерческого предложения по своему усмотрению, так и вовсе проигнорировать запрос. Порядок, способы получения заказчиком направленных по его запросу коммерческих предложений законом не урегулирован.

В связи с этим полагаем, что само по себе использование заказчиком при расчете НИЦК скан-копий или иных копий коммерческих предложений, простых распечаток документов, полученных по электронной почте, не является нарушением законодательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

6 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.