Можно ли подписывать УПД от поставщиков маркированного товара, если в УПД нет отметки "прошли проверку "Честного знака"?
Учреждение приобретает маркированные товары, в т.ч. молочную продукцию, для собственных нужд (в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей)).
Некоторые поставщики присылают УПД, в которых указано, что товары прошли проверку "Честного знака". Другие поставщики присылают УПД без данной отметки.
Имеет ли право учреждение подписывать такие документы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Запрета на подписание УПД, которые не прошли предварительную проверку в ГИС МТ (полагаем, что отметка оператора ЭДО прошли проверку Честного знака свидетельствует о результате такой предварительной проверки), либо требования подписывать только те входящие УПД, которые прошли предварительную проверку в ГИС МТ, нет.
Организация может подписывать УПД, не прошедшие предварительную проверку в ГИС МТ (без отметки прошли проверку Честного знака) в отношении товаров, подлежащих маркировке, без какой-либо дополнительной проверки (за исключением молочной продукции).
Перед подписанием УПД, содержащих сведения о молочной продукции, целесообразно проверить в ГИС МТ сведения об УПД (проверена ли она на сайте ЧЗ или нет) или выборочно проверить статус кода маркировки полученного - если указан статус выбыл из оборота, то поставщик при передаче маркированной молочной продукции передал в ГИС МТ сведения о выводе товара из оборота в связи с передачей лицу, который приобретает товар для собственных нужд.
Обоснование позиции:
При приобретении маркированных товаров (например, упакованной воды, безалкогольных напитков, товаров легкой промышленности) для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей), учреждение не становится участником оборота (исходя из определения "участник оборота товаров", в частности, в п. 2 Правил маркировки упакованной воды, п. 2 Правил маркировки товаров легкой промышленности, п. 2 Правил маркировки отдельных видов безалкогольных напитков)*(1).
Обязательства, связанные с оборотом маркированных товаров (регистрация в системе, маркировка товаров, передача данных в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ) (в т.ч. с применением специального оборудования), возлагаются только на участников оборота товаров (далее - УОТ).
То есть учреждение не должно регистрироваться в ГИС МТ, контролировать правильность формирования сведений в ГИС МТ о передаче кодов маркировки товаров от поставщика покупателю и выводить приобретенный товар из оборота. Поставщик при продаже товаров такому лицу самостоятельно выводит его из оборота.
Особые правила установлены для лекарственных препаратов для медицинского применения (оборот которых отражается в отдельной системе - МДЛП, особенности оборота ЛП не рассматриваются в данном ответе) и молочной продукции.
Отметим, что в настоящее время санкции предусмотрены:
- за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта - в виде административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 15.12 КоАП).
Оборотом товаров является хранение, транспортировка, получение и передача товара, в том числе его приобретение и реализация (продажа), на территории РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров").
На приобретение товара для собственных нужд, т.е. не в целях сбыта, данная норма не распространяется (смотрите как пример Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 марта 2021 г. по делу N А40-223664/2020).
- за нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 15.12.1 КоАП РФ).
Требования о передаче сведений в ГИС МТ правилами маркировки товаров распространяются на участников оборота товаров.
Приобретение молочной продукции
Поскольку организация приобретает молочную продукцию (независимо от целей приобретения), то она признается участником оборота товаров (УОТ) и с 1 декабря 2023 года должна получать от поставщиков УПД в электронном виде с кодами маркировки товара и самостоятельно выводить продукцию из оборота.
В настоящее время в п. 2 Постановления от 15 декабря 2020 г. N 2099, которым утверждены Правила маркировки молочной продукции (далее - Постановление N 2099, Правила), прямо указано, что юридические лица, приобретающие молочную продукцию для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), являются участниками оборота молочной продукции.
И, следовательно, такие лица обязаны исполнять все требования Правил, в том числе обязанность по регистрации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) и передаче в ГИС МТ сведений, а также по приему документов от поставщиков через ЭДО.
При этом УПД, содержащий сведения о маркированных товарах, формируется в формате, утвержденном Приказом ФНС России от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@. Которым предусмотрено, что в УПД в отношении товара, подлежащего обязательной маркировке, отражаются:
- Номер средств идентификации товаров (состав элемента представлен в таблице 5.18);
- Дополнительные сведения о товаре, подлежащем идентификации и учету в государственной информационной системе (состав элемента представлен в таблице 5.19).
В тех случаях, когда требуется составление двустороннего документа, удостоверяющего приемку товара (что предусмотрено правилами маркировки для передачи и приемки товара между УОТ), покупатель представляет сведения принимающей стороны в отношении оформляемой сделки.
При этом входящий документ (УПД), содержащий коды идентификации, автоматически предварительно проверяется в ГИС МТ в целях проверки:
- наличия регистрации и статуса продавца и покупателя в ГИС МТ;
- действительности документа и отсутствия его дубликата в ГИС МТ;
- корректности кодов и наличия сведений о маркированных товарах в ГИС МТ;
- полномочия продавца на операции с кодами.
Результат такой предварительной проверки отражается в Честном знаке:
- Выполнена успешно - проверка выполнена, все сведения из документа соответствуют требованиям;
- Не удалось выполнить - проверка не выполнена, не удалось получить результат проверки из-за возникших технических неисправностей;
- Выполнена, есть ошибки КМ - проверка выполнена, найдены сведения, не соответствующие требованиям (и приводится список ошибок).
Полагаем, что в сервисе Диадок отметка о том, что УПД прошли проверку Честного знака, относится к данной предварительной проверке УПД в ГИС МТ.
При этом в настоящее время и до 31 октября 2026 включительно (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.06.2024 N 749) поставщик при передаче молочной продукции вправе формировать УПД без указания кодов идентификации потребительских упаковок молочной продукции и (или) групповых упаковок (т.е. без кодов маркировки).
Вместо этого поставщик может отражать в УПД сведения о коде товара (GTIN) и количестве передаваемых упаковок товара. Т.е. до 01.11.2026 сведения об оборот молочной продукции передаются не по-экземплярно (без указания в УПД кода маркировки каждой единицы товара), а в объемно-артикульном (сортовом) учете (ОСУ).
Возможно, УПД тех поставщиков, по которым нет отметки прошли проверку Честного знака, не содержат сведений о кодах маркировки каждой единицы товара (что допускается).
К сведению:
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2024 N 749 в Постановление N 2099 и Правила маркировки молока внесены изменения, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
В частности, из числа УОТ исключены лица, приобретающие молочную продукцию для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей) (кроме случаев приобретения молочной продукции предприятиями общественного питания и случаев приобретения молочной продукции государственными, муниципальными учреждениями в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)".
При этом выводом из оборота молочной продукции после вступления в силу Приостановления N 749 также будет являться "реализация (продажа) молочной продукции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим молочную продукцию для использования в целях, не связанных с последующей реализацией (продажей)".
То есть с 01.09.2024 приобретение молока не для цели перепродажи уже не будет являться основанием для признания организации-покупателя участником оборота товаров.
Что означает, что:
- такой покупатель может не регистрироваться в ГИС МТ (Честном знаке), не выполнять требования Правил маркировки молока (в части обмена с поставщиками документами (УПД) только по ЭДО, обязанности вывода товара из оборота при его списании в результате выдачи работникам);
- поставщик молочной продукции будет самостоятельно выводить его из оборота при реализации лицам в целях, не связанных с последующей реализацией (продажей).
Отметим, что и в настоящее время поставщик молочной продукции при передаче товара организации-покупателю может самостоятельно вывести товар из оборота. В таком случае каких-либо дальнейших действий по приемке товара с проверкой его кодов и выводу товара из оборота организации предпринимать не нужно.
Однако обращаем внимание, что каких-либо разъяснений, подтверждающих такой вывод, не обнаружено. Формально Правила маркировки молочной продукции требуют регистрации в Честном знаке организаций и ИП, которые приобретают молочную продукцию для собственных нужд (не связанных ни с торговлей этой продукцией, ни с использованием ее в сфере общественного питания) и совершения всех действий, предусмотренных Правилами маркировки для УОТ.
Если поставщик при формировании УПД в электронном виде не указал, что товар передается с одновременным выводом его из оборота (что может быть в ситуации, если организация уже зарегистрирована в Честном знаке как УОТ), то организации придется правильно принять товар и вывести молочную продукцию из оборота самостоятельно (в порядке, установленном в п. 99 Правил).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
9 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (УОТ), признаются (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515):
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров.