Является ли щебёночная автомобильная дорога объектом капитального строительства (проводится закупка по Закону N 44-ФЗ)?
Планируется разместить электронный аукцион на обеспечение транспортной инфраструктуры земельных участков для ИЖС (работы включают уборку кустарников, устройство труб и устройство дороги из щебня). НМЦК - 22 млн рублей.
Нужно ли в данном случае применять постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066 "О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"? Нужно ли устанавливать дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"? Нужно ли требовать от участников специальной военной операции?
Затруднительно определить, относятся ли работы по созданию описанного в вопросе вида транспортной инфраструктуры к созданию объекта капитального строительства, так как необходимо участие специалиста, обладающего специальными познаниями в области строительства, а также изучение технической документации. Ответы на поставленные вопросы зависят от того, будет ли создаваться в ходе проводимых работ объект транспортной инфраструктуры - автомобильная дорога - как объект капитального строительства.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). К некапитальным строениям, сооружениям относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
В этом контексте обращаем внимание, что в п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомобильная дорога относится к линейным объектам (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ), которые в свою очередь могут быть как капитальными, так и некапитальными.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из п. 12.3 СП 396.1325800.2018 "Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования" улицы и дороги местного значения городских и сельских поселений могут иметь щебеночное покрытие (дорожную одежду) в качестве переходного.
По логике норм градостроительного законодательства автомобильные дороги являются объектами капитального строительства. Например, в постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816, указано, что строительство автомобильных дорог IV и V категории осуществляется без разрешения на строительство, поскольку такие ситуации относятся к исключениям из общего правила, тем самым, подразумевается, что автомобильные дороги иных категорий должны строиться только при наличии разрешения на строительство, как и другие объекты капитального строительства.
Но на практике вопросы об отнесении автомобильных дорог к объектам капитального/некапитального строительства решаются не столь однозначно.
К примеру, в постановлении Второго ААС от 08.10.2015 N 02АП-7311/15 суд признал, что автомобильная дорога общего пользования, построенная из грунта, относится к объектам транспортной инфраструктуры, но не является сооружением, подлежащим постановке на кадастровый учет, поскольку не обладает качествами, присущими объекту недвижимости в смысле ст. 130 ГК РФ. Как указал суд, укладка подобного покрытия для проезда автомобилей не создает нового объекта недвижимости, но представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. Поскольку признаки объекта капитального строительства (прочная связь с землёй, невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба) совпадают с признаками недвижимого имущества, в контексте рассматриваемого вопроса, тот факт, что объект не относится к недвижимости, считаем, говорит также и о том, что он не относится и к объектам капитального строительства. Аналогичный вывод имеется и в постановлении Десятого ААС от 15.02.2017 N 10АП-16782/16, решении Карачевского районного суда Брянской области от 28.11.2023 по делу N 2а-593/2023, определение Красноярского краевого суда от 01.03.2022 по делу N 33а-2593/2022.
В письме Министерства экономического развития РФ от 30.04.2014 N Д23и-1518 также приводятся доводы о том, что дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает их прочную связь с землей, поскольку при переносе этих материалов качества, необходимые для их дальнейшего использования, сохраняются.
Противоположное мнение относительно данной ситуации отражено в решении Арбитражного суда Еврейской автономной области от 28.02.2024 по делу N А16-999/2023, решении Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15.12.2023 по делу N 2а-4095/2023, определении Ленинградского областного суда от 20.04.2023 по делу N 33а-2739/2023, решении АС Тюменской области от 27.05.2021 по делу N А70-6030/2021. Согласно указанным правоприменительным актам дорога из щебня исходя из своих конструктивных особенностей может являться объектом капитального строительства.
Учитывая изложенное, окончательный вывод о том, будет ли созданный объект инфраструктуры являться объектом капитального строительства или нет, может быть представлен только специалистом, имеющим познаниями в области строительства.
В случае, если данный объект будет относиться к объектам капитального строительства, соответственно, применение норм постановления Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066 "О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" является обязательным.
Членство подрядчика, осуществляющего строительные работы, в СРО в этом случае также будет обязательно (ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ). Кроме того, для строительства объекта капитального строительства требуется разработка проектной документации, проведение экспертизы такой проектной документации (в случаях, предусмотренных законодательством), а также осуществление строительного контроля (ст. 48, 49, 53 ГрК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена
Ответ прошел контроль качества
7 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.