Утилизационный сбор при достройке, модификации транспортного средства
Каковы правила начисления утилизационного сбора в случае "глубокой модификации" строительной техники?
При каких условиях повторного начисления утилизационного сбора в подобных случаях можно избежать, например, если предполагается смена обозначения модели, бренда, идентификационного номера? Есть ли судебная практика по подобным случаям?
Исходя из абзаца третьего п. 3 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", плательщиком утилизационного сбора является производитель самоходных машин.
При этом в самом Законе N 89-ФЗ нет положений, касающихся производства машин на базе других самоходных машин.
В Правилах взимания утилизационного сбора (УС), утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2016 года N 81, указано, что:
- производитель, осуществляющий достройку ТС на базе другой машины, в отношении которой был уже уплачен УС, рассчитывает УС самостоятельно по ставкам, указанным по состоянию на дату уплаты УС в Перечне N 81. Согласно примечанию к Перечню самоходных машин и прицепов к ним размер УС в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых Сбор был ранее уплачен, определяется как разница между суммой Сбора, подлежащей уплате в отношении вновь созданных (достроенных) объектов, и суммой Сбора, ранее уплаченной в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых было осуществлено изготовление (достройка);
- производители представляют в налоговый орган вместе с Расчетом УС копии паспортов, выданных на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины и (или) прицепы, в случае если в отношении таких самоходных машин или прицепов в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта. В случае если на самоходную машину и (или) прицеп, на базе которого плательщиком изготовлены (достроены) самоходная машина и (или) прицеп, был оформлен электронный паспорт, предоставляются сведения об уникальном номере такого электронного паспорта.
То есть производством является такая модификация ТС, которая приводит к необходимости получения нового паспорта (оформляют уполномоченные органы согласно перечню, утвержденному приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 1 марта 2016 г. N 531).
Таким образом, УС уплачивается при выдаче паспорта в связи с внесением изменений в конструкцию ТС.
Изменением в конструкцию самоходной машины является:
Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения (п. 3.2 ГОСТ 33995-2016 "Транспортные средства. Порядок оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, выпущенного в обращение" (введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2021 г. N 1494-ст), абзац 15 п. 6 ТР ТС 018/2011, письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 27 апреля 2016 г. N ПГ-20-3391 "О разъяснении положений технического регламента Таможенного союза (TP ТС 018/2011)").
При этом выдача нового паспорта может потребоваться и без внесения изменений в конструкцию ТС. Согласно п. 45 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (утверждены постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. N 1507):
Внесение изменений в регистрационные данные техники осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных техники, содержащихся в соответствующей системе учета, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие технику*(1).
То есть паспорт также заменяется при изменении сведений о ТС в свидетельстве о регистрации самоходной техники, что само по себе еще не является основанием для доплаты УС при получении нового паспорта.
Примеров судебной практики по ситуациям, когда модификацией являлось не внесение изменений в конструкцию ТС, а изменение названия модели, бренда или идентификационного номера, не обнаружено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
5 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) К регистрационным данным ТС относятся (Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним и порядка ведения этой системы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 мая 2022 г. N 854):
1. Тип.
2. Наименование, марка, предприятие-изготовитель, адрес предприятия-изготовителя (страна).
3. Год выпуска.
4. Заводской номер машины, идентификационный номер машины (VIN или PIN).
5. Номер двигателя, коробки передач, основного ведущего моста (ов).
6. Цвет, вид движителя, мощность двигателя (ей), рабочий объем двигателя (ей).
7. Конструкционная масса, габаритные размеры, максимальная конструктивная скорость.
8. Категория самоходной машины.