Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Определение размера платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства в случае подачи заявки в связи с увеличением мощности при том, что ранее в отношении того же энергопринимающего устройства технологическое присоединение уже состоялось менее 3 лет назад

Определение размера платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства в случае подачи заявки в связи с увеличением мощности при том, что ранее в отношении того же энергопринимающего устройства технологическое присоединение уже состоялось менее 3 лет назад

Согласно п. 17 Правил N 861 положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзацах первом-двадцать втором и двадцать шестом настоящего пункта, не могут быть применены в том числе при технологическом присоединении в границах территории субъекта Российской Федерации энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих критериям, указанным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом настоящего пункта, если лицом, обратившимся с заявкой, ранее уже была подана заявка, которая не была аннулирована в соответствии с Правилами N 861, или заключен договор в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих указанным критериям, расположенных (предполагаемых к расположению в соответствии с поданной заявкой) в границах территории того же субъекта Российской Федерации, при условии, что со дня заключения такого договора не истекло три года.
Действует ли это ограничение в случае подачи заявки на увеличение мощности, то есть в случае обращения заявителя с заявкой в отношении того же объекта?

В соответствии с абзацами первым-третьим п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее также - электроэнергия), объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила N 861) в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом того же пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере, как правило, не более 10 000 рублей и не менее 5000 рублей за кВт (с 01.07.2024).

Ряд иных положений указанного пункта также устанавливают особенности и ограничения в отношении формирования платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзацах первом-двадцать втором и двадцать шестом п. 17 Правил N 861, не могут быть применены при технологическом присоединении в границах территории субъекта Российской Федерации энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих критериям, указанным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом того же пункта, если лицом, обратившимся с заявкой, ранее уже была подана заявка, которая не была аннулирована в соответствии с упомянутыми Правилами, или заключен договор в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих указанным критериям, расположенных (предполагаемых к расположению в соответствии с поданной заявкой) в границах территории того же субъекта РФ, при условии, что со дня заключения такого договора не истекло три года (абзацы двадцать девятый, тридцать второй п. 17 Правил N 861).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 Правил N 861 действие этих Правил распространяется в том числе на случаи:

- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Согласно п. 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные этими Правилами.

Как определено п. 7 Правил N 861, эти Правила устанавливают процедуру технологического присоединения, включающую подачу заявки лицом, намеренным осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, и т.д.

Из изложенного следует, что процедура технологического присоединения в соответствии с Правилами N 861 в целом является единой для всех случаев такого присоединения, включая увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, которое по смыслу приведенных норм требует нового технологического присоединения.

Абзац тридцать второй п. 17 Правил N 861 не предусматривает исключений для неприменения положений о "льготном" размере платы за технологическое присоединение (абзацы первый-двадцать второй и двадцать шестой п. 17 Правил N 861) в случае, когда новое технологическое присоединение, связанное с увеличением мощности, осуществляется в отношении того же энергопринимающего устройства или объекта электросетевого хозяйства.

Поэтому, с нашей точки зрения, при подаче заявки на увеличение мощности, требующей нового технологического присоединения, положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзацах первом-двадцать втором и двадцать шестом п. 17 Правил N 861, не применимы, если со дня заключения предыдущего договора о технологическом присоединении не истекло три года (смотрите в связи с этим решение АС Астраханской области от 06.03.2024 по делу N А06-8942/2022).

Вместе с тем нельзя не отметить, что на практике нередко возникают споры по вопросу об определении размера платы за технологическое присоединение в связи с увеличением максимальной мощности энергопринимающих устройств, при рассмотрении которых суды со ссылкой, в частности, на п. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), согласно которому с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, указывают, что любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры. Расходы, связанные с такой реконструкцией, в силу норм ст. 23.2 Закона N 35-ФЗ относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, при этом фактическое отсутствие данных затрат в инвестиционной программе сетевой организации не изменяет статуса этих затрат как "инвестиционной составляющей", поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов перенося их либо в состав платы за технологическое присоединение, либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы вышеуказанным нормам.

Таким образом, при увеличении максимальной мощности уже присоединенных энергопринимающих устройств (вне зависимости от определенных сетевой организацией технических решений, исходя из которых увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств может осуществляться путем реконструкции имеющихся объектов электросетевого хозяйства или строительства новых объектов электросетевого хозяйства) расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (до 01.07.2024) (решение АС г. Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-175076/2023, смотрите также постановление АС Московского округа от 03.06.2024 N Ф05-8172/24, постановление Второго ААС от 14.05.2024 N 02АП-2200/24, постановление Четвертого ААС от 15.03.2024 N 04АП-452/24, решение АС Ивановской области от 20.06.2024 по делу N А17-2349/2024).

Таким образом, решение вопроса об определении размера платы за технологическое присоединение в случае увеличения мощности энергопринимающих устройств на практике может зависеть от фактических обстоятельств, в частности от состава мероприятий по технологическому присоединению, которые необходимо провести в связи с таким увеличением мощности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

15 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.