Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Подтверждение соответствия дополнительным требованиям при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий

Подтверждение соответствия дополнительным требованиям при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий

На электронной торговой площадке заказчиком размещен открытый конкурс в электронной форме, в котором установлено требование по постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации":
Позиция 6. Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности:
Дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При рассмотрении заявок один из участников предоставил положительное заключение государственной экспертизы, согласно которому участник закупки является третьим лицом, а заявителем является другая организация. То есть положительное заключение государственной экспертизы выдано сторонней организации, а не участнику закупки.
Может ли заказчик отклонить заявку участника, так как участник закупки не предоставил положительное заключение?

Пунктом 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

В частности, позицией 6 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) определены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупки работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Так, среди информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, перечислены:

- исполненный договор;

- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

- положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Как следует из указаний абзаца 4 подп. "а" п. 3 Постановления N 2571, позиция 6 Приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн рублей.

Таким образом, совокупность указанных норм позволяет сделать вывод, что отсутствие положительного заключения, если оно должно было быть получено в соответствии с градостроительным законодательством, является основанием для отклонения заявки участника (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2022 г. N 44-1581/22, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 20 декабря 2023 г. N 021/06/48-1052/2023 и другие).

Отметим, что в ситуации, когда участником закупки является лицо, которое осуществляло работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий на основании договора субподряда, проставление отметки при подаче заявки об отсутствии обязанности предоставления положительного заключения экспертизы, поскольку оно получается генеральным подрядчиком, является основанием для непредставления указанного заключения. Однако при этом из договора субподряда четко должно следовать, что среди видов работ, которые представлены в подтверждение опыта, субподрядчик осуществлял непосредственно процесс по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, управлению указанным процессом, взаимодействовал с заказчиком и органами государственного контроля и надзора) (см., решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 января 2023 г. N 074/06/105-3514/2022). Таким образом, основания для отклонения заявки в рассматриваемой ситуации отсутствуют при условии, что из представленного договора и актов видно, что работы выполнялись непосредственно субподрядчиком и он осуществлял взаимодействие в целях получения положительного заключения.

При этом отметим также, что антимонопольные органы признают неправомерным отклонение заявки по причине представления проекта положительного заключения экспертизы, в случае если сведения, содержащиеся в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, заключение содержится (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 августа 2023 г. N 047/06/99-2492/2023).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

14 июня 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.