Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Предъявление требование о недостатках товара, обнаруженных после истечения гарантийного срока, но в течение 2 лет с момента его передачи покупателю

Предъявление требование о недостатках товара, обнаруженных после истечения гарантийного срока, но в течение 2 лет с момента его передачи покупателю

В декабре 2022 года был приобретен аппарат. Гарантия указана сроком на 1 год. Аппарат сломался через 1 год и 4 мес.
Можно ли отремонтировать его бесплатно?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Потребовать у продавца отремонтировать товар бесплатно покупатель может, если докажет, что недостатки товара (причины, по которым возникла его поломка) возникли до передачи товара покупателю.

Обоснование вывода:

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 1 и п. 2 ст. 469 ГК РФ).

Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются (п. 1 ст. 470 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить продавцу требования, указанные в ст. 475 ГК РФ, в том числе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные ст. 477 ГК РФ.

Наличие в договоре условия о гарантийном сроке имеет значение для распределения бремени доказывания причин возникновения недостатков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2023 г. N Ф04-2547/23, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2023 г. N Ф09-452/23, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 N 07АП-7733/23).

В силу п. 5 ст. 477 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 06.06.2014 N Ф09-2295/14).

Таким образом, потребовать у продавца отремонтировать товар бесплатно покупатель может, если им будет доказано, что недостатки товара (причины, по которым возникла его поломка) возникли до передачи товара покупателю.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 июня 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.