Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Порядок применения разъяснений, представленных в письмах Минфина России

Порядок применения разъяснений, представленных в письмах Минфина России

Как использовать письмо Минфина РФ от 12.02.2024 N 03-07-15/11793. Можно ли руководствоваться этим письмом?
Возникает вопрос в связи с фразой в первом абзаце письма о направлении данной позиции для согласования или представления замечаний в срок до 22.02.2024.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается:

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа);

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Аналогичные положения установлены в пп. 7-8 ст. 75 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления пеней.

При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных третьими лицами, не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, так как вопрос о возмещении убытков (в форме штрафов за совершение налоговых правонарушений), причиненных данными разъяснениями, может быть разрешен в рамках гражданско-правовых правоотношений между лицом, оказавшим некачественные консультационные услуги, и его клиентом. Вопрос о возмещении убытков, причиненных некачественными консультационными услугами, законодательством о налогах и сборах не регулируется. Смотрите письмо ФНС России от 17.01.2020 N ЕД-4-2/523@.

Обратиться в Минфин России можно по почте, отправив письмо по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9.

Также можно направить электронное обращение через официальный сайт Минфина России: https://minfin.gov.ru/ru/appeal/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

10 июня 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.