Методы ценообразования
1. Какие методы ценообразования закреплены в Налоговом кодексе РФ?
2. Можно ли в соглашении о ценообразовании использовать несколько методов ценообразования?
1. Для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене используются методы, предусмотренные п. 1 ст. 105.7 НК РФ, а именно:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли.
Порядок применения этих методов определен в главе 14.3 НК РФ.
Метод сопоставимых рыночных цен законодательно определен приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (за исключением ситуации, когда приоритетным является метод цены последующей реализации). Применение иных методов, указанных в подп. 2-5 п. 1 ст. 105.7 НК РФ, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.7 НК РФ).
Метод сопоставимых рыночных цен используется в порядке, установленном ст. 105.9 НК РФ, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке. При этом для его применения в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с ним, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.
Согласно п. 3 ст. 105.9 НК РФ при наличии информации о нескольких сопоставимых сделках интервал рыночных цен определяется в следующем порядке:
1) совокупность цен, примененных в сопоставимых сделках, упорядочивается по возрастанию. Каждому значению цены, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значения цены, в выборку включаются все такие значения. При определении интервала рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке.
Предположим, выборка 1 выглядит так (порядковый номер / цена по сопоставимой сделке):
1/250, 2/280, 3/285, 4/290, 5/320, 6/350, 7/400;
выборка 2 выглядит так:
1/250, 2/280, 3/285, 4/290, 5/320, 6/350, 7/400, 8/420;
2) минимальное значение интервала рыночных цен определяется в следующем порядке:
- если частное от деления на четыре числа значений цен в выборке является целым числом (так получается в выборе 2: 8 / 4 = 2), то минимальным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке. Значит, в выборке 2 минимальное значение интервала рыночных цен равно 282,5 ((280 + 285) / 2);
- если частное от деления на четыре числа значений цен в выборке не является целым числом (в выборе 1 это значение равно 1,75 (7 / 4)), то минимальным значением интервала рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу. Значит, минимальное значение интервала рыночных цен в выборе 1 - это 280;
3) максимальное значение интервала рыночных цен определяется в следующем порядке:
- если произведение 0,75 и числа значений цен в выборке является целым числом (так получается в выборке 2: 8 х 0,75 = 6), то максимальным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке. Соответственно, в выборке 2 максимальное значение интервала рыночных цен равно 375 ((350 + 400) / 2);
- если произведение 0,75 и числа значений цен в выборке не является целым числом (так получается в выборке 1: 7 х 0,75 5,25), то максимальным значением интервала рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный сумме целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу. Значит, в выборке 1 максимальное значение равно 350;
4) медианное значение интервала рыночных цен определяется в следующем порядке (для сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 01.01.2024 (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора) (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ):
- если частное от деления на два числа значений цен в выборке является целым числом (так получается в выборке 2: 8 /2 = 4), то медианным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке. Значит, медианное значение в выборке 2 равно 305 ((290 + 320) / 2);
- если частное от деления на два числа значений цен в выборке не является целым числом (так получается в выборке 1: 7 / 2 = 3,5), то медианным значением интервала рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу. Значит, медианное значение в выборке 1 равно 290.
Если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах определенного интервала рыночных цен, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене. Соответственно, в выборке 1 цена признается рыночной, если она укладывается в интервал от 280 до 350, в выборке 2 от 282,5 до 375.
Если цена, примененная в анализируемой сделке, доходы и (или) расходы по которой признаются начиная с 01.01.2024, меньше минимального значения интервала рыночных цен (280 в выборке 1 и 282,5 в выборке 2) или превышает максимальное значение интервала рыночных цен (350 в выборке 1 и 375 в выборке 2), для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует медианному значению интервала рыночных цен (290 в выборке 1 и 305 в выборке 2).
Если цена, примененная в анализируемой сделке, доходы и (или) расходы по которой признаются до 01.01.2024:
- меньше минимального значения интервала рыночных цен (280 в выборке 1 и 282,5 в выборке 2), для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен;
- превышает максимальное значение интервала рыночных цен (350 в выборке 1 и 375 в выборке 2), для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.
Применение медианного (минимального или максимального) значения производится при условии, что:
- это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ;
- это не приведет к увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 НК РФ;
- иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения.
В силу п. 2 ст. 105.10 НК РФ в случае, когда товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, приоритетным является использование метода цены последующей реализации.
Этот метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности. Он может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:
1) подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
2) смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Особенности применения этого метода определены в ст. 105.10 НК РФ.
Метод цены последующей реализации является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.
Валовая рентабельность определяется как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС.
При использовании затратного метода сопоставляется валовая рентабельность затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках (п. 1 ст. 105.11 НК РФ).
Валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг).
В силу п. 2 ст. 105.11 НК РФ затратный метод может применяться, в частности, в следующих случаях:
1) при выполнении работ (оказании услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат продавца);
2) при оказании услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление торговых операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке;
3) при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации;
4) при продаже сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми с продавцом;
5) при реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами.
Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках (п. 1 ст. 105.12 НК РФ).
Для расчета могут использоваться следующие показатели операционной рентабельности (какой нужно использовать показатель в зависимости от обстоятельств, смотрите в п. 5 ст. 105.12 НК РФ):
- рентабельность продаж (определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС);
- рентабельность затрат (определяется как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг));
- рентабельность коммерческих и управленческих расходов (определяется как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг));
- рентабельность активов (определяется как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке). В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения.
Метод сопоставимой рентабельности может использоваться, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод цены последующей реализации, затратный метод (п. 2 ст. 105.12 НК РФ).
Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок (п. 1 ст. 105.13 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 105.13 НК РФ метод распределения прибыли может использоваться, в частности, в следующих случаях:
1) при невозможности использования иных методов и при наличии существенной взаимосвязи деятельности, осуществляемой сторонами анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок);
2) при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты нематериальных активов, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности (при отсутствии однородных сделок, предметом которых являются объекты НМА, совершенных с лицами, не являющимися взаимозависимыми), или в случае осуществления стороной анализируемой сделки контроля за использованием таких НМА.
2. Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет (п. 1 ст. 105.21 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 105.7 НК РФ допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных п. 1 настоящей статьи.
В связи с этим полагаем, что цена в соглашении определяется либо одним методом ценообразования, либо путем использования комбинации двух и более методов. То есть можно использовать один метод в отдельности или несколько методов в совокупности.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Методы, используемые при проведении проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам (май 2024);
- Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (май 2024).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
28 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.