Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Полномочия по утверждению единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования

Полномочия по утверждению единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования

В настоящее время в отношении территории сельского поселения (Краснодарский край) должен быть разработан и утвержден единый документ территориального планирования. Кто осуществляет полномочия по разработке (принятие решения о начале работ, конкурсная процедура по определению проектировщика) и утверждению данного документа (решение законодательного органа): сельское поселение или район?
После утверждения единого документа территориального планирования для конкретного сельского поселения прекращает ли своё действие генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения? Или указанные документы будут действовать независимо друг от друга?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Полагаем, что муниципальный район осуществляет полномочия по подготовке, разработке единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, если отсутствует закон субъекта РФ о передаче таких полномочий сельскому поселению либо если такие полномочия не переданы муниципальным районом в сельское поселение на основании соглашения о перераспределении полномочий.

Генеральный план, правила землепользования и застройки не должны подлежать применению после вступления в силу единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план в соответствии со ст. 23 ГрК РФ, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, включающий в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 ГрК РФ.

Таким образом, фактически единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования (далее - единый документ) объединяет в себе генеральный план и правила землепользования и застройки.

Учитывая изложенное, полагаем, что полномочия по его разработке осуществляют те же органы местного самоуправления, которые разрабатывают генеральный план и правила землепользования и застройки.

Согласно ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям городских/сельских поселений относится принятие и утверждение подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и утверждение правил землепользования и застройки поселений. Как видим, градостроительное законодательство не разделяет полномочия городских и сельских поселений.

К полномочиям муниципального района относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (ч. 2 ст. 8 ГрК РФ).

Таким образом, с точки зрения ГрК РФ единый документ разрабатывается органами местного самоуправления поселения.

Между тем стоит отметить, что вопросы местного значения сельских поселений в сфере градостроительства, определенные ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ограничены.

Так, согласно чч. 3, 4 ст. 14 Закона N 131-ФЗ вопросы местного значения по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений, утверждению подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории и т.д., а также иные вопросы отнесены к ведению муниципальных районов.

В данном случае, по нашему мнению, наблюдается некое несоответствие норм федеральных законов друг другу.

По мнению Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в таком случае вопросы местного значения подлежат исполнению сельским поселением при наличии соответствующего акта субъекта РФ (ч. 3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ) либо муниципальным районом на основании соглашения о перераспределении полномочий (ст. 8.2 ГрК РФ, ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ).

В рассматриваемом случае полагаем, что муниципальный район должен осуществлять полномочия по подготовке, разработке единого документа по аналогии с разработкой/подготовкой обычных генеральных планов, правил землепользования и застройки, если отсутствует закон субъекта РФ о передаче таких полномочий сельскому поселению, либо если такие полномочия не переданы муниципальным районом в сельское поселение на основании соглашения о перераспределении полномочий.

В постановлении Губернатора Краснодарского края от 31 июля 2023 г. N 514 "О реализации части 5 статьи 23.2 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" определено, что решение о подготовке единого документа принимается главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа. Однако данное постановление не конкретизировано, и, соответственно, не исключает его применения главой местной администрации поселения в случаях, описанных выше.

Исходя из ст. 23, 28.1, 30 Грк РФ единый документ регулирует ту же самую сферу, что и генеральный план, правила землепользования и застройки, созданные в виде отдельных документов. Следовательно, при принятии единого документа ранее действующие генеральный план, правила землепользования и застройки не подлежат применению. В противном случае возникающее расхождение норм создаст правовую неопределенность в этой сфере.

К сожалению, официальные разъяснения, правоприменительная практика по рассматриваемым вопросам не обнаружена. Изложенная позиция является мнением отдельного эксперта и может не совпадать с мнением иных специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

3 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.