Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Можно ли казенному учреждению оплачивать кредиторскую задолженность прошлого года?

Можно ли казенному учреждению оплачивать кредиторскую задолженность прошлого года?

Казенное учреждение заключает контракт на работы по конкурентной закупке по Закону N 44-ФЗ. Финансирование предусмотрено на 2024 и 2025 годы. Срок выполнения работ - по ноябрь 2025 года. Предусмотрена промежуточная приемка. Исходя из срока, установленного контрактом для приемки, срок оплаты выпадает на январь 2026 года.
Можно ли оплатить последнюю форму КС (документ о приемке за ноябрь 2025 года) в январе 2026 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если порядок принятия и оплаты таких работ изначально предполагает длительный процесс, который завершиться только в 2026 году, считаем целесообразным внести корректировки в планирование бюджетного финансирования таким образом, чтобы оплата была запланирована именно на 2026 год.

Обоснование вывода:

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 161, ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется также в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 219 БК РФ).

Специалисты уполномоченных органов подчеркивают, что БК РФ не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (смотрите письма Минфина России от 26.03.2014 N 02-01-04/13195, от 16.02.2012 N 02-07-10/512, Федерального казначейства от 21.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-257).

Таким образом, в соответствии с действующим бюджетным законодательством получатель бюджетных средств имеет право направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств (смотрите письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-10/9348, постановления Двенадцатого ААС от 09.07.2020 N 12АП-3688/20, Двадцать первого ААС от 21.05.2019 N 21АП-3452/18).

Вместе с тем отметим, что контрактом устанавливаются предельные сроки для осуществления приемки работ. Это означает, что учреждению не нужно ждать наступления предельной даты для осуществления приемки работ и, соответственно, их оплаты. Предполагаем, что при планировании бюджетных средств в части оплаты обязательств по контракту в 2025 году как раз и придерживались данного принципа. В противном случае, можно говорить о формальном подходе к бюджетному планированию.

Так, если порядок принятия и оплаты таких работ изначально предполагает длительный процесс, который завершится только в 2026 году, считаем целесообразным внести корректировки в планирование бюджетного финансирования таким образом, чтобы оплата обязательств была предусмотрена именно на 2026 год.

Если при планировании средств оплата обязательств по контракту предполагается в 2025 году, но по объективным причинам исполнить данное обязательство не получится, в этом случае можно говорить о возникновении кредиторской задолженности прошлых лет.

Как правило, механизм погашения получателями бюджетных средств кредиторской задолженности прошлых лет устанавливается на уровне конкретного публично-правового образования. Так, в целях погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у получателей средств федерального бюджета, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований (п. 4 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496). Иными словами, учреждение может оплатить в 2026 году кредиторскую задолженность, возникшую по операциям предыдущего года, в случае, если такие расходы будут предусмотрены при утверждении лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Ответ прошел контроль качества

6 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.