Применение приказа N 126н при антидемпинговых мерах
При проведении аукциона на поставку реагентов для криминалистических исследований было подано три заявки. Закупается один вид товара. В отношении закупки применен приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (15%).
Победитель предлагает товар, страной происхождения которого являются Россия, Китай, Австрия.
Участник, занявший второе место, указывает в качестве страны происхождения товара Россию.
Участник, занявший третье место, указывает в качестве страны происхождения товара Россию.
1. Нужно ли к победителю закупки применять приказ N 126н и снизить цену на 15%?
2. Учитывая, что произошло снижение начальной (максимальной) цены контракта на 13 процентов, плюс 15% по приказу N 126н (общее снижение 28%), должен ли заказчик применять антидемпинговые меры?
В соответствии с подп. "а" п. 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н) при проведении аукциона контракт с победителем заключается по цене, сниженной на 15% в отношении товаров, указанных в Приложении N 1, сниженной на 20% в отношении товаров, указанных в Приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной им, если его заявка содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС).
При этом преимущества, в частности, не предоставляются, если все надлежащие заявки содержат предложения о поставке товаров исключительно евразийского происхождения (подп. "б" п. 2 Приказа N 126н), все надлежащие заявки содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является государство, не являющееся членом ЕАЭС (подп. "в" п. 2 Приказа N 126н).
Как видим, буквально из требований Приказа N 126н следует, что смешанные заявки, в которых часть товаров евразийского происхождения, а часть иностранная, считаются "иностранными" в целях применения положений подп. "а" п. 1.3 Приказа N 126н.
Отметим, что согласно позиции Минфина России Закон N 44-ФЗ не содержит специального запрета на указание в составе заявки нескольких стран происхождения товара, вместе с тем это не должно противоречить требованиям нормативных правовых актов, принятых в реализацию статьи 14 Закона N 44-ФЗ (смотрите письмо Минфина России от 17.04.2020 N 24-03-08/31047, письмо Минфина России от 17.02.2020 N 24-03-07/10753).
Как показывает практика, в случае указания в заявке нескольких стран происхождения товара, такие заявки в целях применения Приказа N 126н приравниваются к иностранным заявкам (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15 ноября 2023 г. N 025/06/51-1612/2023, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 июля 2023 г. N 033/06/51-502/2023).
Так как в рассматриваемой ситуации две из поданных заявок содержат предложение о товарах российского происхождения, а заявка победителя аукциона приравнивается к иностранной, возникают условия для применения преференций в отношении цены контракта в соответствии с Приказом N 126н, в связи с чем при заключении контракта по результатам закупки заказчику необходимо снизить цену, предложенную победителем на 15%.
По вопросу о применения антидемпинговых мер отметим следующее.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц. При этом Законом N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика применять антидемпинговые меры к участнику закупки при снижении цены контракта в случаях применения Приказа N 126н (смотрите также письмо Министерства экономического развития РФ от 20 февраля 2015 г. N Д28и-410)*(1).
Соответственно, так как в приведенной ситуации произошло снижение начальной (максимальной) цены контракта всего на 13 процентов, применять антидемпинговые меры заказчик не должен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
24 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обращаем внимание, что в письме Минэкономразвития РФ от 20.02.2015 N Д28и-410 даны разъяснения относительно приказа N 155, который ранее действовал вместо приказа N 126н. Однако, так как механизм предоставления преференций по приказу N 155 и приказу N 126н схожий, полагаем, указанные разъяснения также можно применить к приказу N 126н.