Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Производитель товара, не включенного в Перечень товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, самостоятельно изготавливает деревянную упаковку для данного товара. Должен ли он уплачивать экологический сбор?

Производитель товара, не включенного в Перечень товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, самостоятельно изготавливает деревянную упаковку для данного товара. Должен ли он уплачивать экологический сбор?

Организация производит продукцию, не входящую в Перечень товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации (коды товаров по ОКПД 2: 25.30.22.111 и 25.30.22.146).
Данная продукция упаковывается в деревянные ящики (дерево, фанера), которые организация делает самостоятельно (закупаются фанера, бруски). Тара не является возвратной. Данная упаковка входит в Перечень упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.
Организация не обеспечивает самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Возникает ли у организации обязанность уплаты экологического сбора с представлением соответствующего пакета документов в Росприроднадзор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В отношении упаковки (группа N 17 "Тара деревянная", включающая ящики деревянные (ящики, коробки, упаковочные клети, барабаны и аналогичная тара, из древесины), изготовленной самостоятельно и используемой для упаковки выпускаемого товара (в т.ч. не включенного в перечень товаров) организация несет обязанность по утилизации этой упаковки.

При невыполнении норматива утилизации (самостоятельно или путем заключения договора с организациями или ИП, включенными в Реестр утилизаторов) организация должна уплачивать экологический сбор.

Указанное не относится к товару (в рассматриваемой упаковке), вывезенному за пределы РФ (в отношении вывезенного товара обязанности по утилизации упаковки у организации нет).

Отметим, что указанная обязанность возлагалась на организацию и до 01.01.2024.

Каких-либо норм и правил, освобождающих производителей товаров, включенных в коды по ОКПД 2 25.30.22.111 и 25.30.22.146, или аналогичных от обязанности по утилизации производимой самостоятельно упаковки, не обнаружено.

Обоснование позиции:

Производители и импортеры товаров, упаковки товаров обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров и (или) упаковки, использованной для упаковки этих товаров, указанных в специальном Перечне (п. 1 и п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ) (далее - Обязанность по утилизации).

Для целей Обязанности по утилизации к упаковке относится продукция, как являющаяся товаром, так и используемая для упаковки товара.

При этом в части правил исполнения Обязанности по утилизации Закон N 89-ФЗ претерпел существенные изменения, вступившие в силу с 01.01.2024*(1).

Так, начиная с 01.01.2024:

1) Обязанность по утилизации возлагается на лиц, осуществляющих производство товаров, упаковки на территории РФ.

При этом производитель товара, осуществляющий производство товара и упаковки, предназначенной для упаковывания произведенного им товара, обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанных товара и упаковки независимо от того, отнесено ли производство упаковки к основному виду деятельности данного производителя товара (п. 7 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ)*(2);

2) применяются Перечни и нормативы утилизации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414:

- перечень товаров (деревянная тара, в т.ч. многооборотная в нем не упомянута);

- перечень упаковки (полагаем, что применяется также в отношении упаковки, являющейся товаром, т.е. предназначена для реализации как самостоятельный товар, для многооборотной тары). В Перечень включена группа N 17 "Тара деревянная" (включает ящики деревянные (ящики, коробки, упаковочные клети, барабаны и аналогичная тара, из древесины);

- перечень ввезенной упаковки (используют импортеры в отношении ввезенной на территорию РФ упаковки, в которую упакован ввозимый товар, независимо от включения (невключения) такого товара в Перечень товаров);

- перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (вступает в силу с 1 января 2025 г.);

- нормативы утилизации отходов от использования упаковки на 2024 год. Для группы N 17 "Тара деревянная" установлен норматив 20%.

При этом Обязанность по утилизации возникает у производителей упаковки с наиболее ранней даты из дат, указанных в п. 1 ст. 24.2-1 Закона N 89-ФЗ:

1) день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;

3) день отгрузки (передачи) или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в упаковке, если производство упаковки осуществляется для целей размещения в ней собственных товаров, независимо от включения (невключения) товаров в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ;

4) день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.

При этом, как и ранее, производители товаров, импортеры товаров, упаковки выполняют обязанность по утилизации:

- путем уплаты Экосбора в размерах и порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ (п. 7, п. 9 ст. 24.1-2 Закона N 89-ФЗ);

- либо путем самостоятельной утилизации отходов, которая считается исполненной со дня представления в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (далее - ЕГИС УОИТ) Отчетности о выполнении самостоятельной утилизации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 ст. 24.2.-1 Закона N 89-ФЗ (в данном пункте перечислены случаи, при которых не может быть признана выполненной самостоятельная утилизация)*(3).

К сведению:

Производители, импортеры упаковки, товара, указанных в Перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414, отчитываются о количестве товаров, упаковки, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в отчетном периоде, в отношении которых возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации и о выполнении нормативов утилизации.

Формы отчетности пока не утверждены. Смотрите:

- проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка и формы представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведений о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке, отчетности о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза" (подготовлен Минприроды России 26.11.2023);

- проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров" (подготовлен Минприроды России 23.11.2023).

При этом исходя из проекта Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров Отчетность представляется за отчетный год, в котором товары, упаковка выпущены на территории РФ.

Т.е. за текущий год (2024) отчетность о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации, и отчетность о выполнении самостоятельной утилизации представляются в 2025 году (до 15 апреля, п. 17 ст. 24.2-1 Закона N 89-ФЗ). В случае непредставления Отчетности о самостоятельной утилизации отходов упаковки уплачивается экосбор (до 15 апреля, п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Прежние формы отчетности (Декларация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417, Отчетность о выполнении нормативов утилизации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010) представляются в соответствии с частью 15 статьи 7 Закона N 451-ФЗ в отношении товаров, упаковки товаров, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Подробнее смотрите в информации Росприроднадзора от 12 февраля 2024 года.

За отчетный период 2024 года значения базовых ставок экосбора по группам товаров, упаковки, включенных в Перечень на 2024 год, соответствуют значениям ставок сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284.

Данная ставка умножается на значения коэффициента, утвержденные постановлением от 22.12.2023 N 2406 (п. 7 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Минприроды создало сводную таблицу, в которой новый Перечень соотносят со ставками экосбора из старого Перечня в зависимости от вида упаковки или товара (смотрите также информацию Минприроды от 01.03.2024).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Экологический сбор;

- РОП в 2024 году: нововведения и отчетность (Д. Фехретдинова, журнал "EcoStandard.journal", N 2, февраль 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Так, до 2024 года:

1) Обязанность по утилизации упаковки товара возлагалась на производителя товара в этой упаковке (кроме многооборотной тары - обязанность по ее утилизации возлагалась на производителя этой тары);

2) применялись Перечень товаров, Перечень упаковки, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р, Нормативы утилизации на отчетные 2021-2023 годы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р.

В Перечне товаров (используется в отношении упаковки, реализуемой как товар) упоминались Группы N 8 "Тара деревянная" (ящики, коробки, упаковочные клети или корзины, барабаны и аналогичная тара, из древесины).

В Перечне упаковки (используется в отношении упаковки, в которую упакован ввозимый или производимый товар) упоминается Группа N 53 "Упаковка деревянная и пробковая" (за исключением поддонов, палет и прочих погрузочных щитов, которые рассматриваются как многооборотная тара и как товар и включены в группу N 9 "Тара деревянная").

В письме Минприроды от 28.03.2017 N 09-47/8797 указано следующее: В отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (палеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее количества и при необходимости по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.

Смотрите также п. 3 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров" (Отчетность в отношении многооборотной упаковки как готового товара представляется производителем товаров, импортером товаров, выпустившими в обращение на территории Российской Федерации такую упаковку);

3) обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространялась на производителей, импортеров товаров, упаковки товаров с момента их первичной реализации на территории РФ (п. 1.2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в редакции до 01.01.2024). Обязанность по утилизации не распространяется на товар и упаковку (указанных в перечне), которые вывезены за пределы территории РФ (п. 1.3 ст. 24.2, п. 4 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ в прежней редакции);

4) обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществлялось непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО) (пп. 4, 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в прежней редакции).

Таким образом, если организация до 01.01.2024 самостоятельно изготавливала упаковку товара, включенную в Перечень упаковки (для одноразовой упаковки), Перечень товаров (для многооборотной деревянной тары в виде поддонов, палет и прочих погрузочных щитов), то на нее возлагалась Обязанность по утилизации упаковки с момента первичной реализации товара на территории РФ.

 

*(2) Отметим, что производители товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении:

- товаров, которые вывозятся из РФ (п. 8 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ) (производимая упаковка, в которую упаковывается товар, рассматривается как товар в целях применения данной нормы);

- товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).

 

*(3) Самостоятельная утилизация отходов выполняется путем создания и использования собственной инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в Реестр утилизаторов.