Передача сведений в систему "Честный знак" при реализации бутилированной воды при оказании услуг общественного питания
Основной вид деятельности организации - ресторанное обслуживание, то есть относится к сегменту HoReCa. Согласно подп. "в" п. 3 постановления Правительства от 31.05.2021 N 841 организация обязана предоставлять в информационную систему мониторинга сведения об обороте и выводе из него упакованной воды, кроме розничной продажи, с 1 декабря 2023 г. Организация отражает выбытие воды как для собственных нужд, на кассу ее как маркированный товар не ставит.
Обязана ли организация с 1 декабря 2023 года отражать реализацию бутилированной воды гостю ресторана через кассу и передавать данные по розничной продаже в систему "Честный знак", или эта обязанность не возникает?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Участники оборота товаров, относящиеся к сегменту HoReCa, могли до 01.12.2023 не передавать сведения об использовании в собственных нуждах маркированной воды (сведения о выводе из оборота могли передавать поставщики при передаче товара указанным участникам). С 01.12.2023 такие сведения они передают самостоятельно - в порядке, установленном п. 91 Правил (представляются в течение трех рабочих дней сведения о выводе товара из оборота для использования в собственных нуждах или производственных целях). При этом до 01.03.2025 передаются сведения в рамках объемно-сортового учета, а не поэкземплярно.
Предприятия общественного питания и другие участники оборота товаров, приобретающие упакованную воду, подлежащую маркировке, для последующей реализации (продажи) в розницу, являются участниками оборота товаров, которые должны с 1 ноября 2022 года передавать сведения в систему маркировки о получении товара от поставщиков, а с 1 марта 2023 года сведения розничной реализации упакованной воды при продаже с использованием ККТ (при этом сведения в рамках поэкземплярного учета передаются путем формирования кассового чека).
Исходя из разъяснений Минпромторга России, реализация маркированной продукции в точке общественного питания через включение этой продукции в счет (предварительный счет/пречек) и оплаты такой продукции в месте получения счета (предварительного счета/пречека), при оказании услуг общественного питания признается выводом воды из оборота путем, не являющимся продажей в розницу.
В таком случае сведения о выводе воды из оборота передаются не через ККТ, а в соответствии с п. 91 Правил.
При этом имеется несогласованность данных разъяснений Минпромторга России и Правил маркировки воды с положениями Закона о ККТ, в подп. 2 п. 3.2 ст. 4.3 которого содержится порядок отражения в кассовом чеке реквизита "код товара" при оказании услуг общественного питания с передаче маркированной продукции клиенту. Однако Правила маркировки товара не содержат порядка передачи сведений о выводе воды из оборота при таком применении ККТ (когда сведения о кодах идентификации товара не передаются в систему "Честный знак", но должны в соответствии с Правилами).
В связи с этим, по нашему мнению, должны применяться указанные разъяснения Минпромторга России (размещенные на сайте "Честного знака") как органа, ответственного за осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам маркировки товаров средствами идентификации.
Обоснование позиции:
В соответствии с Правилами маркировки упакованной воды, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 841 (далее - Правила), установлены следующие сроки для передачи в информационную систему мониторинга сведений:
- о выводе из оборота упакованной воды (кроме воды, предназначенной для детского питания) путем розничной продажи - с 1 марта 2023 года (подп. "в" п. 3 Постановления N 841 (редакция от 26.03.2022)), с 1 марта 2024 - в отношении упакованной воды для детского питания. При этом предоставляются сведения о кодах идентификации и (или) кодах идентификации групповых упаковок при их выводе из оборота по причине розничной реализации (продажи) с применением ККТ;
- об обороте (купля-продажа) и сведения о выводе из оборота путем, не являющимся продажей в розницу, - с 1 ноября 2022 года (подп. "в" п. 3 Постановления N 841). С 1 ноября 2022 года также должна передаваться информация о выводе из оборота воды путем, не являющимся продажей в розницу (например списание в производство, передача в зал обслуживания клиентов, списание при недостачах и т.п.). При этом по 28 февраля 2025 г. включительно сведения об обороте воды (передача права собственности) передаются не поэкземплярно (поштучно), а в виде информации о количестве единиц потребительских упаковок упакованной воды по каждому коду товара (т.н. ОСУ - объемно-сортовой учет). Поштучный учет при переходе права собственности на товар начинается с 1 марта 2025 года (передача сведений о кодах идентификации, и (или) кодах идентификации групповых упаковок, и (или) кодах идентификации транспортных упаковок).
При этом участники оборота товаров (УОТ), относящихся к сегменту HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe), то есть предприятия общественного питания, гостиницы, а также бюджетные учреждения (школы, больницы и т.п.) и другие участники оборота товаров, которые приобретают упакованную воду, подлежащую маркировке, для использования в целях, не связанных с последующей реализацией (продажей), до 30.11.2023 включительно были вправе не представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной продукции (подп. "е" п. 3 Постановления N 841).
Такие УОТ могли не регистрироваться в "Честном знаке" и не передавать сведения о приобретении воды и о выводе ее из оборота для собственных нужд (если не совершали иных операций, связанных с оборотом товара, например не реализовывали воду в розницу)*(1).
То есть до 30 ноября 2023 года сведения об отгрузке покупателю, не зарегистрированному в "Честном знаке", и одновременном выводе из оборота мог передавать сам поставщик воды. А начиная с 1 декабря 2023 года сведения о приемке и выводе из оборота воды путем, не являющимся продажей в розницу, передает сам покупатель продукции, относящийся к сегменту HoReCa.
Начиная с 1 декабря 2023 года участники оборота товаров, относящиеся к сегменту HoReCa:
- на общих основаниях должны быть зарегистрированы в "Честном знаке" и обмениваться документами о поставке продукции с поставщиками воды с использованием ЭДО (получать УПД (или УКД) в электронном виде и подписывать их электронной подписью). До 1 марта 2025 года сведения передаются в рамках объемно-сортового учета - передается только код товара (GTIN) и количество выводимой из оборота упакованной воды (абзац третий и четвертый пункта 27 Правил);
- передавать сведения о выводе воды из оборота путем, не являющимся продажей в розницу, по факту использования продукции в производстве или при оказании услуг. При этом сведения передаются до 1 марта 2025 года в рамках объемно-сортового учета - в соответствии с пунктом 91 Правил при передаче сведений о выводе товара из оборота передаются код товара и количество выводимой упакованной воды с 1 ноября 2022 г. по 28 февраля 2025 г. (включительно) в отношении упакованной воды (из кода товарной номенклатуры 2201, коды по классификатору 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150) и с 1 марта 2024 г. по 28 февраля 2025 г. (включительно) в отношении упакованной воды (из кода товарной номенклатуры 2201 и кода по классификатору 10.86.10.310), а с 1 марта 2025 года - коды идентификации потребительских упаковок, коды идентификации групповых упаковок (вводится поэкземплярный учет).
При этом Правила не содержат четкого определения, что является выводом упакованной воды из оборота по основаниям, не являющимся продажей в розницу и не содержат правил передачи сведений в "Честный знак" при оказании услуг покупателям с использованием маркированной воды, в т.ч. при передаче воды для употребления на месте.
В письме Минпромторга России от 01.03.2023*(2) сообщается следующее: ...в случае реализации маркированной средствами идентификации продукции (упакованная вода) в точке общественного питания посредством контрольно-кассовой техники при осуществлении операции розничной продажи, участник оборота упакованной воды с 1 марта 2023 г. представляет оператору информационной системы маркировки сведения о кодах идентификации и (или) кодах идентификации групповых упаковок маркированной средствами идентификации упакованной воды по причине розничной реализации (продажи) с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Правилами (поэкземплярный вывод продукции из оборота).
В случае реализации маркированной средствами идентификации продукции в точке общественного питания через включение этой продукции в счет (предварительный счет/пречек) и оплаты такой продукции в месте получения счета (предварительного счета/пречека), осуществляя оказание услуги общественного питания, участник оборота упакованной воды обязан предоставить оператору информационной системы маркировки сведения о выводе упакованной воды из оборота в соответствии с пунктом 91 Правил в течение трех рабочих дней, с момента вывода упакованной воды из оборота, без использования контрольно-кассовой техники и услуг оператора фискальных данных (при передаче данных в информационную систему маркировки).
В случае же, если расчеты производятся с использованием ККТ (п. 83 Правил), то участник, осуществляющий продажу упакованной воды с применением ККТ, идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами средство идентификации, нанесенное на упакованную воду (п. 84 Правил) и формирует фискальный документ посредством ККТ (п. 85 Правил).
При этом исходя из положений подпункта 2 пункта 3.2 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (статья 4.3 внесена Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 597-ФЗ) пользователь ККТ в момент расчета за маркированный товар вправе не формировать запрос о коде маркировки и вместо кода маркировки такого товара включать в уведомление о реализации маркированного товара реквизит "код товара", входящий в состав кода идентификации в частности, при оказании покупателю (клиенту) услуг общественного питания, предусматривающих передачу (выдачу) ему маркированного товара в потребительской упаковке, на которую нанесено средство идентификации, либо части маркированного товара без такой потребительской упаковки, до или после момента осуществления расчета за указанные услуги, включающего в себя расчет за такой товар или его часть.
То есть для целей Закона N 54-ФЗ оплата услуг общественного питания, в рамках которых клиенту передаются как упакованный товар (с кодом идентификации на упаковке), так и часть маркированного товара без упаковки, рассматривается как осуществление расчета за маркированный товар, который требует применения ККТ с отражением в чеках реквизита "код товара"*(3).
В то же время Правила маркировки упакованной воды не содержат порядка передачи сведений о кодах идентификации и (или) кодах идентификации групповых упаковок при их выводе из оборота по причине розничной реализации (продажи) с применением контрольно-кассовой техники в "Честный знак" при выводе маркированной воды из оборота при оказании услуг общественного питания при применении ККТ в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3.2 статьи 4.3 Закона N 54-ФЗ*(4).
Отметим, что, например, в п. 91 Правил маркировки отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. N 887, такой порядок установлен, и при этом причина вывода из оборота указана "розничная реализация" (смотрите также п. 99 Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2023 г. N 2028).
Таким образом, в настоящее время при передаче клиентам воды, подлежащей маркировке, в рамках оказания услуг общественного питания (с учетом разъяснений Минпромторга России о включении продукции в пречек или счет*(5)) исходя из правил формирования кассового чека, установленных подп. 2 п. 3.2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, участники оборота могут передавать сведения о выводе из оборота воды только как использование для собственных нужд - в порядке, предусмотренном пунктом 91 Правил.
Так, участник оборота упакованной воды, осуществляющий ее вывод из оборота, в течение трех рабочих дней представляет оператору информационной системы мониторинга следующие сведения о выводе упакованной воды из оборота:
а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота упакованной воды, осуществляющего вывод упакованной воды из оборота;
б) причина вывода упакованной воды из оборота (уничтожение, истечение срока годности, утрата, использование упакованной воды в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей), в том числе использование в производственных целях, и другое);
в) наименование, дата и номер первичного документа о выбытии упакованной воды из оборота;
г) код товара и количество выводимой упакованной воды с 1 ноября 2022 г. по 28 февраля 2025 г. (включительно) в отношении упакованной воды (из кода товарной номенклатуры 2201, коды по классификатору 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150) и с 1 марта 2024 г. по 28 февраля 2025 г. (включительно) в отношении упакованной воды (из кода товарной номенклатуры 2201 и кода по классификатору 10.86.10.310);
д) коды идентификации потребительских упаковок, коды идентификации групповых упаковок, выводимые из оборота с 1 марта 2025 г.
В заключение отметим, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
9 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В таком случае поставщики упакованной воды при реализации ее лицам, приобретающим продукцию для собственных нужд, не зарегистрированным в "Честном знаке", самостоятельно выводили ее из оборота с указанием причины: "реализация (продажа) продукции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим продукцию для использования в целях, не связанных с последующей реализацией (продажей)" (исходя из п. 102 и п. 91 Правил).
Если организация, приобретающая воду для собственных нужд, не пользовалась отсрочкой и являлась зарегистрированным участником в "Честном знаке", то могла не представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота воды, использованной для целей, не связанных с ее реализацией. Но при этом обмениваться документами о поставке продукции (УПД (или УКД) в электронном виде) с поставщиками с использованием ЭДО.
*(2) https://markirovka.ru/upload/knowledge/Ответ+Ассоциации+рестораторов+и+отельеров.pdf.
*(3) Смотрите также Вопрос: В каком случае пользователи ККТ, осуществляющие расчеты за маркированные товары, вправе не формировать запрос о коде маркировки? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2023 г.).
*(4) В пояснительной записке к законопроекту указано, что изменения в части разрешения участникам оборота маркированных товаров указывать в чеках вместо кода маркировки код товара связаны со следующей проблемой: В случае реализации маркированной продукции в сегменте HoReCa возникает процесс, когда фискальный документ формируется до фактической передачи товара конечному покупателю. Примером может служить сервис доставки заказа в автотранспорт или оформление заказа на терминалах в зоне обслуживания. Реализация данных случаев в рамках действующего Закона N 54-ФЗ порождает сложности формирования данных и нарушает целостность этих данных в информационной системе маркировки ввиду того, что происходят как процесс подачи сведений о реализации маркированной продукции после фактической реализации, так и процесс получения сведений о реализованных объемах продукции по GTIN, переданных посредством фискальных документов, сформированных в момент расчета.
*(5) Отметим, что в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по вопросам маркировки товаров средствами идентификации, является Минпромторг России (125039, Москва, Пресненская наб., 10, стр. 2).