Возможна ли оптовая продажа маркированной молочной продукции самозанятым, не имеющим статуса ИП?
Торговая оптовая организация предполагает продавать подлежащую маркировке молочную продукцию самозанятым в рамках оптовой торговли. Возможно ли это? Возлагается ли на организацию дальнейшее отслеживание данных товаров и информирование в какие-либо источники? Самозанятые не имеют статуса ИП, хотят заключить договор оптовой поставки молочной продукции для использования в приготовлении блюд на продажу.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оптовая продажа самозанятому, не имеющему статуса ИП, молочной продукции невозможна в связи с ограничениями в порядке оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Обоснование позиции:
Перечень субъектов, обязанных регистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Система), а также порядок отражения операций в данной системе установлен Правилами маркировки молочной продукции средствами идентификации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2099 (далее - Постановление).
Согласно Правилам, участниками оборота молочной продукции (далее - Участник) являются юридические лица и ИП, КФХ, аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в РФ, которые осуществляют ввод молочной продукции в оборот, ее оборот, вывод из оборота, а также приобретают молочную продукцию для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей). Исключением являются только лица, оказывающие транспортные услуги, выступающие платежными агентами либо приобретающие/реализующие (продающие) молочную продукцию по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.
Исходя из данного определения, все участники, не поименованные среди исключений, в том числе покупатели, обязаны исполнять все требования Правил (обязанность по регистрации в Системе, передаче в Систему сведений, по приему документов от поставщиков, иные обязанности, установленные Правилами). Данные обязанности не зависят ни от организационно-правовой формы участника, ни от того, приобретают они продукцию для дальнейшей перепродажи или для собственного использования (например, для приготовления пищевой продукции).
Таким образом, лица, приобретающие молочную продукцию для собственных нужд, являются участниками оборота молочной продукции (далее - Участник), а, следовательно, обязаны исполнять все требования Правил, в том числе обязанность по регистрации в Системе (п. 2 Постановления) и передаче в Систему сведений.
При этом из определения участника оборота следует, что участниками оборота являются только юридические лица, ИП, КФХ, аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц. Физические лица, в том числе являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход, участниками оборота не являются и регистрации в Системе не подлежат, следовательно, не могут исполнять обязанности по корректному оформлению документов в Системе.
Порядок работы в Системе и сроки исполнения обязанностей определяются целями, для которых приобретается молочная продукция. Информация о продаже молочной продукции должна быть передана в Систему:
- либо в случае самостоятельного вывода ее из оборота в порядке и случаях, установленном Правилами,
- либо в случае перехода права собственности на молочную продукцию по 31 мая 2025 г. (включительно) путем формирования уведомлений о передаче (приемке) в формате универсального передаточного документа, подписанного усиленной электронной подписью обоих участников оборота молочной продукции, в срок не более 3 рабочих дней со дня приемки товара (п. 82.1 Правил).
Законодательство не возлагает на продавца обязанность по отслеживанию использования покупателем приобретенного товара. Однако из указанных норм следует, что отгружать продукцию покупателю, не зарегистрированному в Системе, можно только в том случае, если Правила позволяют поставщику самостоятельно вывести ее из оборота.
Основания для самостоятельного вывода из оборота предусмотрены п. 2 Правил. В случае передачи продукции физическому лицу основанием для вывода из оборота является реализация (продажа) или иная передача продукции физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на молочную продукцию, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация, а также реализация (продажа) молочной продукции путем ее продажи по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке молочной продукции со склада хранения для доставки потребителю (то есть реализация в рамках розничной торговли).
При этом согласно пп. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Таким образом, квалифицирующим отличием оптовой торговли от розничной является цель продажи продукции.
Согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно абзацу второму п. 1 ст. 23 ГК РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве ИП. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем; суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ) (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве ИП, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Таким образом, по смыслу приведенных норм указанная деятельность самозанятых граждан является предпринимательской.
Поскольку в рассматриваемом случае самозанятый предполагает приобретать продукцию в целях производства собственной продукции (не для личного, семейного потребления), продажу продукции по договору оптовой купли-продажи нельзя расценивать как передачу молочной продукции потребителю и вывести продукцию из оборота. Возможность корректно оформить в Системе сделку, не подразумевающую вывода продукции из оборота, в случае, когда одним из участников является лицо, не зарегистрированное в системе, законодательно не предусмотрена.
Таким образом, оптовая продажа молочной продукции самозанятым лицам, не имеющим статуса ИП, невозможна по причине ограничений на оборот продукции, подлежащей маркировке; продажа данным лицам возможна только по договору розничной купли-продажи. В случае наличия у самозанятого гражданина статуса ИП ограничения на оптовое приобретение им продукции, подлежащей регистрации в Системе, отсутствуют.
За непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления в Систему сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений грозит ответственность по ст. 15.12.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Просим учесть, что данный вопрос регулируется административными нормами в сфере оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, и не входит в перечень тематик, по которым предоставляются заключения в рамках Правового консалтинга. Изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
18 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.