Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес При упрощенном варианте ликвидации может ли организация продолжать свою деятельность (например, пробивать выручку по кассе до определенного момента)?

При упрощенном варианте ликвидации может ли организация продолжать свою деятельность (например, пробивать выручку по кассе до определенного момента)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Формального запрета на осуществление деятельности после направления в регистрирующий орган заявления об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ закон не предусматривает. Однако нельзя исключить, что в этом случае регистрирующим органом может быть принято решение о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. 

Обоснование позиции:

С 1 июля 2023 года юридические лица - субъекты малого или среднего предпринимательства могут прекратить свою деятельности не путем ликвидации с соблюдением установленного ст. 61-64 ГК РФ порядка (с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии), составлением и утверждением промежуточного и окончательного ликвидационных балансов), а в упрощенном порядке, при котором субъект малого или среднего предпринимательства принимает решение о прекращении своей деятельности, и на основании такого решения в отсутствие возражений заинтересованных лиц юридическое лицо исключается регистрирующим органом из ЕГРЮЛ (ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации)*(1).

Этот порядок прекращения деятельности может быть применен, если одновременно соблюдаются следующие условия (п. 7 ст. 21.3 Закона о госрегистрации):

  • сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • юридическое лицо не является плательщиком НДС или освобождено от его исчисления и уплаты;
  • в ЕГРЮЛ не содержатся сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности;
  • юридическое лицо не имеет в собственности недвижимое имущество и транспортные средства;
  • юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;
  • в регистрирующем органе отсутствуют сведения, предусмотренные подп. "и.2" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, т.е. в отношении юридического лица не возбуждено производство по делу о банкротстве юридического лица, не введены процедуры банкротства.

Для исключения из ЕГРЮЛ участники юридического лица принимают соответствующее решение, после чего в регистрирующий орган направляется заявление об исключении субъекта малого или среднего предпринимательства из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.3 Закона о госрегистрации).

Форма заявления и требования к оформлению заявления утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 21.3 Закона о госрегистрации), однако на сегодняшний день форма и требования к ее оформлению не утверждены, что по существу исключает возможность реализации процедуры, предусмотренной ст. 21.3 Закона о госрегистрации.

В законе отсутствуют нормы, которые бы ограничивали правоспособность юридического лица в период с даты подачи заявления об исключении из ЕГРЮЛ до даты такого исключения. Однако нужно учитывать, что п. 5 ст. 21.3 Закона о госрегистрации предусмотрено, что в заявлении подтверждается, что расчеты с кредиторами юридического лица завершены, все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица, произведены и юридическое лицо не позднее чем за один рабочий день до дня исключения его из ЕГРЮЛ исполнит установленные обязанности по представлению предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах документов отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате.

На наш взгляд, приведенная норма предполагает, что на момент представления в регистрирующий орган заявления об исключении из ЕГРЮЛ юридическое лицо должно фактически прекратить деятельность. Если после подачи заявления организация продолжает осуществлять деятельность (в т.ч. использует ККТ), это может означать, как минимум, что расчеты с работниками она еще не завершила, а значит, не соответствует всем условиям, перечисленным в п. 7 ст. 21.3 Закона о госрегистрации. Представляется, что в этом случае регистрирующий орган может прийти к выводу о наличии незавершенных юридическим лицом расчетов с кредиторами из числа указанных в п. 1 ст. 64 ГК РФ, а также о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. При таких обстоятельствах нельзя исключить, что регистрирующий орган в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока принятия решения о предстоящем исключении, уведомляет заявителей о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием причин на основании п. 8 ст. 21.3 Закона о госрегистрации.

В заключение еще раз подчеркнем, что применение предусмотренного ст. 21.3 Закона о госрегистрации порядка еще не реализовано и практика применения указанной статьи на сегодняшний день не сформирована. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей 

Ответ прошел контроль качества 

31 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Отметим, что, устанавливая процедуру такого исключения из ЕГРЮЛ, закон никак не регулирует целый ряд вопросов. Например, если для случая ликвидации ГК РФ устанавливает, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его участникам (п. 8 ст. 63 ГК РФ), то для случая исключения организации из ЕГРЮЛ соответствующие положения в законе отсутствуют.