Какие виды документов может подписывать доверенное лицо ИП по нотариальной доверенности (бумажной) своей КЭП? Какую отчетность, сделки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Подписание электронных документов квалифицированной электронной подписью представителя индивидуального предпринимателя, действующего на основании бумажной доверенности, действующим законодательством не предусмотрено.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ст. 17.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ), в случае, если от имени индивидуального предпринимателя действует его представитель (физическое лицо, иной индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени индивидуального предпринимателя на основании доверенности, выданной таким индивидуальным предпринимателем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью представителя и одновременно представляется выданная индивидуальным предпринимателем доверенность. Указанная доверенность в электронной форме должна быть подписана квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, или квалифицированной электронной подписью лица, которому выдана доверенность с правом передоверия, или квалифицированной электронной подписью нотариуса в случае, если доверенность удостоверена нотариусом. В случае, если указанная доверенность выдана в порядке передоверия, представляется также доверенность, допускающая возможность указанного передоверия, подписанная квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимаетеля, или квалифицированной электронной подписью нотариуса, если доверенность удостоверена нотариусом. Представление доверенности осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов, если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Закон N 63-ФЗ не предполагает возможности предоставления вместе с электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью представителя, доверенности на бумажном носителе. Такое предоставление невозможно и практически в силу различной физической природы этих документов.
Согласно п. 5 ст. 80 НК РФ, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что, в случае предоставления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, к ней должна прилагаться доверенность в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
В письме Федеральной налоговой службы от 5 августа 2021 г. N ЕА-3-26/5459@ указывается, что налоговая декларация, достоверность и полноту сведений в которой, в том числе с применением УКЭП при представлении по ТКС, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, должна быть принята налоговым органом при условии наличия в налоговом органе легитимной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя на подписание налоговой декларации, указанные в информационном сообщении, то есть бумажной копии доверенности, либо скан-образа доверенности с УКЭП доверителя.
Представляется, что данная позиция не вполне соответствует нормам НК РФ и Закона N 63-ФЗ. При этом ФНС России ссылается на свой приказ от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ и письмо от 7 августа 2017 г. N АС-4-6/15495@, изданные задолго до внесения соответствующих изменений в Закон N 63-ФЗ. Кроме того, в данном письме указано, что оно не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
В то же время нельзя не отметить, что указанная правовая позиция расширяет права налогоплательщиков по сравнению с возможностями, предоставленными ему нормами НК РФ и Закона N 63-ФЗ. Учитывая изложенное, рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в ФНС России (подп. 4 п. 1 ст. 32, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
11 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.