Организация является собственником нежилого помещения площадью 3439,1 кв. м. В помещении располагается спортивный клуб на площади 3232,1 кв. м, а также кафе для посетителей, салон красоты и организация по ремонту офисной техники на площади суммарно около 190 кв. м. Указанное нежилое помещение было внесено в перечни объектов недвижимого имущества для налогообложения по кадастровой стоимости на 2020, 2021, 2022 годы. Московским областным судом пункты перечней, содержащие сведения об указанном помещении, были признаны недействующими со дня их принятия. Апелляционной инстанцией Решение Мособлсуда оставлено без изменения. А 29.11.2022 в соответствии с Распоряжением Министерство имущественных отношений Московской области вновь внесло указанное нежилое помещение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год. 1. Изменились ли с октября 2022 года законодательная ситуация и судебная практика относительно включения нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость? 2. Могут ли спортклуб, фитнес-центр в настоящее время быть отнесены к объектам бытового обслуживания с целью включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Арбитражная практика по вопросу определения объектов для целей исчисления налога на имущество организаций противоречива.
Спортклуб (фитнес-центр) в настоящее время могут быть отнесены к объектам бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Обоснование позиции:
Подпункт 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРП, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания" и не определяет услуги, относящиеся к бытовому обслуживанию.
Пункт 1 ст. 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Финансовое ведомство в настоящее время придерживается мнения, что при определении объектов бытового обслуживания для целей применения ст. 378.2 НК РФ следует руководствоваться ГОСТом Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1356-ст, далее - ГОСТ Р 57137-2016) и приказом Минпромторга России от 10.05.2016 N 1471, которым утверждены собирательные классификационные группировки видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и продукции (товаров и услуг) "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) (смотрите письмо Минфина России от 16.01.2023 N 03-05-04-01/2101).
Обращаем внимание, что данное письмо Минфина России было направлено для учета в работе налоговым органам письмом ФНС России от 17.01.2023 N БС-4-21/379@. Таким образом, мы не исключаем, что именно такой позицией будут руководствоваться территориальные налоговые органы при проведении налоговых проверок правильности исчисления налогоплательщиками налога на имущество.
Так, согласно п. 100 ГОСТ Р 57137-2016, фитнес-комплекс - комплекс, предлагающий посетителям услуги по поддержанию и укреплению здоровья с применением физических нагрузок, а также услуги по гигиеническому уходу (тепловые и водные процедуры).
Вместе с тем ранее в письме Минфина России от 03.08.2020 N 03-05-04-01/67577 было рекомендовано по вопросу налогообложения в рамках ст. 378.2 НК РФ руководствоваться Перечнем кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД, относящихся к бытовым услугам, и Перечнем кодов услуг в соответствии с ОКПД, относящихся к бытовым услугам, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р (смотрите письмо Минфина России от 15.03.2019 N 03-05-05-01/17171).
Наличие разных позиций, высказываемых уполномоченным органом, по нашему мнению, создает предпосылки для возникновения спорных ситуаций.
Обширная арбитражная практика подтверждает сказанное. Однако и среди судей единой позиции не выработано.
На сегодняшний день преобладает позиция, согласно которой из содержания распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.5 НК РФ следует, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности, в том числе в сфере бытовых услуг при упрощённой системе налогообложения, а также при патентной системе налогообложения.
При этом данный нормативный акт не может быть применен к отношениям в области налогов на недвижимое имущество (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам ВС РФ от 04.12.2019 N 78-АПА19-71, кассационное определение СК по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2021 по делу N 8а-28006/2021[88а-30243/2021], апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.12.2021 по делу N 66а-3561/2021, апелляционное определение СК по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 по делу N 66а-915/2021, апелляционное определение СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28.10.2020 по делу N 66а-1073/2020).
Иная позиция нашла отражение, например, в решении Московского городского суда от 08.08.2022 по делу N 3а-2307/2022. В нем судьи посчитали допустимым использование положений распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р в целях исчисления налога на имущество.
Арбитражной практикой, сложившейся после выхода письма Минфина России от 16.01.2023 N 03-05-04-01/2101, мы не располагаем. Однако, как видно из изложенного выше, судьи и ранее высказывали схожую с мнением финансистов логику. Совсем недавно вывод о том, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, неприменим к отношениям в области налогов на недвижимое имущество, представлен в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 N 15АП-21931/22 по делу N А32-14374/2020 (постановлением АС Северо-Кавказского округа от 15.03.2023 N Ф08-1533/23 настоящее постановление оставлено без изменения).
В этой связи мы придерживаемся позиции, что с учетом актуальной позиции чиновников в настоящее время имеются предпосылки, чтобы спортклуб (фитнес-центр) были отнесены к объектам бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В то же время письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этих письмах (смотрите письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
11 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.