Арендатор арендовал ТС (транспортное средство), зарегистрировал его в системе "Платон" и уплачивал плату самостоятельно, без возмещения от арендодателя. Договор аренды был расторгнут, а ТС в системе "Платон" не было снято с учета. За передвижения данного ТС оплату списывали со счета бывшего арендатора. Может ли бывший арендатор перевыставить оплату в системе "Платон" собственнику ТС (бывшему арендодателю)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бывший арендатор может перевыставить оплату за "Платон" собственнику ТС (бывшему арендодателю).
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (ч. 6 той же статьи). Правила взимания указанной платы утверждены постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (далее - Правила N 504).
В постановлениях от 17.07.1998 N 22-П, от 31.05.2016 N 14-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, следует квалифицировать не в качестве налога или сбора, а как обязательный публичный индивидуально-возмездный платеж компенсационного фискального характера. Также Конституционный Суд РФ в постановлении от 31.05.2016 N 14-П разъяснил, что статья 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ связывает необходимость внесения платы с движением большегрузных транспортных средств, базой для ее взимания выступает именно пройденное ими расстояние по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В соответствии с Правилами N 504 плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства, установленного на транспортном средстве. Собственник (владелец) транспортного средства вносит плату оператору системы взимания платы, который, в свою очередь, единым платежом перечисляет в доход федерального бюджета все платежи, произведенные собственниками (владельцами) транспортных средств за пройденные транспортными средствами маршруты по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения за прошедшие сутки, а также задолженность по внесению платы.
Снятие с учета (исключение из реестра системы взимания платы) транспортных средств, в том числе в результате отчуждения или иного прекращения права владения, осуществляется в соответствии с пунктами 69-72 Правил N 504. Снятие с учета транспортного средства осуществляется по требованию (заявлению) собственника (владельца) транспортного средства. При этом действующим законодательством не предусмотрен иной порядок снятия с учета (исключения из реестра системы взимания платы) транспортных средств, в том числе в результате отчуждения или иного прекращения права владения, помимо заявительного, а у оператора отсутствуют полномочия и механизм внесения в реестр соответствующих изменений в реестр без обращения прежнего или нового собственника (владельца) транспортных средств. В случае невнесения изменений в реестр системы взимания платы ввиду неподачи заявления прежним или новым собственником (владельцем) транспортных средств уплата платежей производится прежним собственником (владельцем) (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 N 13АП-12002/21, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 N 16АП-2031/21, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 N 03АП-6909/19, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 N 07АП-8176/20).
Однако представляется, что уплата платежей прежним собственником (владельцем) в подобной ситуации производится только в силу специфики ведения системы учета, заложенной в Правилах N 504. По общему правилу именно собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ), а арендатор транспортного средства несет расходы по уплате сборов только в период аренды (ст. 636, 646 ГК РФ). Как уже указывалось, необходимость внесения платы связана с движением большегрузных транспортных средств и возмещением причиненного в результате такого движения ущерба автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. По общему правилу движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только при условии внесения платы. Движение транспортного средства без внесения платы является основанием для привлечения к административной ответственности (п. 7, 9.1, 12 Правил N 504, ст. 12.21.3 КоАП РФ). Соответственно, собственник, осуществляя эксплуатацию транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения без уплаты платежей за счет собственных средств, но с взиманием их оператором системы учета с прежнего владельца (арендатора), получает желаемый для себя результат (движение автомобиля) и сберегает тем сам свои средства, что по сути является неосновательным обогащением собственника (ст. 1102 ГК РФ). В связи с этим мы полагаем, что арендатор вправе требовать от собственника возмещения понесенных арендатором расходов по оплате платежей в системе "Платон" после расторжения договора аренды. К сожалению, судебной практики, в которой бы рассматривалась бы аналогичная ситуация, нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 января 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.