Какова максимальная площадь земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта? Вправе ли орган местного самоуправления определить такую площадь в соответствующем нормативном правовом акте?
Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Таким образом, при размещении указанных объектов сделка по предоставлению земельного участка не совершается.
В этой связи также обратим внимание, что площадь земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) ни ЗК РФ, ни иными нормативно-правовыми актами не определена. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст) также не устанавливает нормативную площадь НТО и площадь земельных участков под НТО.
Косвенные упоминания максимальной площади земельного участка под НТО встречаются лишь в п. 2 Методических рекомендациях Минпромторга по совершенствованию правого регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (смотрите письмо от 23 марта 2015 г. N ЕВ-5999/08), из которых следует, что закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформлении размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:
- договор аренды земельного участка - предпочтительный вариант, если земельный участок уже сформирован и договор заключен, а также если оформление земельного участка возможно по градостроительным нормам;
- в случае нового размещения павильонов более 100 кв. м. или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно.
Однако соблюдение этого правила не является обязательным. Так, в решении Ульяновского областного суда от 21 сентября 2021 г. N 3а-88/2021 суд указывает, что нормами федерального и регионального законодательства не предусмотрены обязательные к исполнению требования к размеру площадей нестационарных объектов различного назначения. Методические рекомендации не устанавливают обязательные к исполнению требования к площади нестационарных объектов - павильонов. Пункт 2 этого документа регламентирует вопросы юридического оформления размещения нестационарных объектов - павильонов более 100 кв. м.
При этом вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 16.04.2010 N 389-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Ростовской области" органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов; в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Также на основании чч. 1 и 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона N 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
П. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
В этой связи полагаем, что максимальная площадь территории под НТО может определяться в Правилах благоустройства соответствующего муниципального образования, принятых в установленном законом порядке, и, соответственно, в схеме расположения НТО. В этой связи смотрите апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 г. по делу N 66а-68/2022, решение Ульяновского областного суда от 21 сентября 2021 г. N 3а-88/2021.
Также в качестве примера рекомендуем ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:
- постановление Администрации г. Железногорска Курской области от 28 января 2021 г. N 113 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Железногорска";
- решение Ульяновской Городской Думы Ульяновской области от 24 февраля 2021 г. N 20 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск";
- решение Совета депутатов г. Черногорска Республики Хакасия от 24 октября 2017 г. N 22 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Черногорск в новой редакции".
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
5 декабря 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.