Если размещаем рекламные баннеры только на своих сайтах, принадлежащих лицам, входящих в одну группу, исключительно на свои товары и услуги, подлежит ли такая реклама регистрации (нужно ли получать токен) в ОРД? Относятся ли баннеры на сайте к рекламе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При размещении на своем сайте рекламы собственных товаров или услуг продавец либо лицо, оказывающее услуги, обязано передавать информацию о рекламе, размещенной на своем сайте, в Роскомнадзор.
Данное требование распространяется исключительно на рекламу, маркировать информационные сообщения, не являющиеся рекламой, не нужно.
Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) и Постановлению Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" обязанность по предоставлению информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор возлагается на юридических, физических лиц, ИП, являющихся:
а) рекламодателями (за исключением обладателей исключительных прав на объекты рекламирования и (или) изготовителей (продавцов) товаров, договором возложивших обязанность по передаче сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор на рекламораспространителей или операторов рекламных систем);
б) рекламораспространителями, операторами рекламных систем, осуществляющими или организующими распространение в сети "Интернет" рекламы любых рекламодателей;
в) рекламораспространителями - владельцем соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организатором сервисов обмена мгновенными сообщениями, оператором поисковых систем.
Соответственно, если организация подпадает хотя бы под один из перечисленных критериев, она обязана предоставлять информацию в Роскомнадзор.
Лицо, размещающее рекламу собственных товаров на своем сайте, будет выступать в двух ролях:
- Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
При этом законодательство РФ не устанавливает исключений относительно необходимости передавать в Роскомнадзор сведений о рекламе своих собственных товаров и услуг на собственном сайте. Следовательно, продавец товара, разместивший рекламу на своем сайте, также должен маркировать ее.
Обращаем внимание, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный Федеральный закон не распространяется на материалы, не являющиеся рекламой.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту. Вместе с тем не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), в социальных сетях и форумах в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети:
- о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте,
- правилах пользования,
- стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки.
Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п. (смотрите письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2019 г. N АК/83509/19 О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Вопрос: Является ли информация, размещенная на официальном сайте производителя товара рекламой? (ответ Федеральной антимонопольной службы, ноябрь 2021 г.)). Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Закона N 38-ФЗ, в том числе положения о маркировке рекламы, не распространяются.
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди других товаров, такая информация может быть признана рекламой. Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, закреплённый в определённом месте на сайте, который остаётся на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определённый объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (смотрите, например, Апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 33а-2787/2022). Такие сообщения, выделяющие какой-либо товар среди однородных, необходимо маркировать как рекламные сообщения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
27 октября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.