Индивидуальный предприниматель оказывает услуги по перевозке грузов транспортом, который арендует у другого юридического лица, есть штатное расписание с должностью водитель-экспедитор. При этих условиях может ли индивидуальный предприниматель заключить договор с физическим лицом, которое оформлено как самозанятый, на выполнение работы по перевозке и доставке грузов на автомобиле ИП, в данной ситуации и физическое лицо, и ИП заинтересованы в заключении договора с физическим лицом, а не трудового договора (т.е., по сути, если бы был трудовой договор, то был бы оформлен прием на работу по должности водителя-экспедитора)? Не будет ли заключение договора с физическим лицом подменой трудового договора?
Применительно к рассматриваемой ситуации под самозанятым гражданином мы будем понимать плательщика налога на профессиональный доход (НПД), получающего профессиональный доход от самостоятельной деятельности по оказанию услуг управления транспортным средством (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Безусловно, законодательством допускается привлечение организацией или индивидуальным предпринимателем для выполнения работ (оказания услуг) физических лиц на основе гражданско-правового договора (соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ, а также п. 1 ст. 421 ГК РФ физические и юридические лица свободны в заключении гражданско-правового договора, а также в определении любых не противоречащих законодательству условий такого договора. На лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, трудовое законодательство РФ и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются (часть восьмая ст. 11 ТК РФ). Однако следует учитывать, что согласно части второй ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Из данной нормы следует, что законодателем установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, прикрывающих, по сути, трудовые отношения.
При рассмотрении споров о том, следует ли тот или иной договор квалифицировать как трудовой или как гражданско-правовой, судьи подчеркивают, что наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому. Определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договоров (постановление Восьмого ААС от 13.12.2017 N 08АП-14196/17).
Выводы суда о том, что между сторонами фактически сложились трудовые отношения, могут основываться на выполнении работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка работодателя (формально - заказчика по договору), на наличии подконтрольности работника (формально - подрядчика или исполнителя) работодателю, на противоречиях в содержании договора, на длительности выполнения одних и тех же работ по регулярно заключаемым договорам гражданско-правового характера, на регулярной оплате работы в определенной сумме вне зависимости от объема работы, предоставлении гарантий, свойственных трудовым отношениям, и т.д. (смотрите, например, определения ВС РФ от 05.02.2018 N 34-КГ17-10, Свердловского облсуда от 14.08.2015 по делу N 33-11444/2015, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2014 по делу N 33-2582/2014, Забайкальского краевого суда от 01.10.2014 по делу N 33-3533-2014).
Арбитражная практика доначисления налогов и взносов по договорам с самозанятыми в результате переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые нами не обнаружена. Тем не менее, на наш взгляд, последствия могут быть аналогичны переквалификации договоров с предпринимателями в трудовые договоры.
Нам не удалось найти судебную практику по спорам о переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые, где наличие в штатном расписании должности организации или ИП с аналогичными обязанностями контрагента по гражданско-правовому договору приводилось бы в качестве основного или главного аргумента в пользу возникновения трудовых отношений. Действующее законодательство не устанавливает запрета или ограничений для заключения ИП гражданско-правового договора с самозанятым лицом об оказании им услуг по перевозке грузов в ситуации, когда в штатном расписании ИП присутствует должность (профессия) водителя, в обязанности которого входит перевозка грузов. Независимо от того, вакантна ли эта профессия или по ней заключен трудовой договор с кем-либо из работников, который выполняет эту трудовую функцию, ИП вправе заключить с самозанятым лицом не трудовой, а гражданско-правовой договор.
Однако мы не исключаем, что наличие/отсутствие вакантной должности с аналогичными обязанностями в штатном расписании может учитываться в совокупности с перечисленными нами выше признаками трудовых отношений, которые могут быть выявлены при возникновении подобных рода споров. Косвенно этот вывод подтверждается определением СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 г. по делу N 8Г-10528/2021, определением СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 г. по делу N 8Г-4856/2019, определением СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 9 августа 2022 г. по делу N 33-1508/2022, определением СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 9 июня 2022 г. по делу N 33-8450/2022, определением СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 октября 2021 г. по делу N 33-2398/2021.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
7 октября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.