Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Работник в командировке проживал в гостинице - хостеле, принадлежащем ИП. Проживание было оплачено наличными средствами. ИП выдал работнику следующие документы: - кассовый чек, в котором указано "проживание, номер стандарт", 4 х 3000 руб. = 12 000 руб.; - справку о проживании работника в указанной гостинице с указанием периода проживания в стандартном одноместном номере, но без указания стоимости проживания. Обязан ли исполнитель гостиничных услуг в выдаваемом помимо кассового чека документе указать стоимость проживания в номере?

Работник в командировке проживал в гостинице - хостеле, принадлежащем ИП. Проживание было оплачено наличными средствами. ИП выдал работнику следующие документы: - кассовый чек, в котором указано "проживание, номер стандарт", 4 х 3000 руб. = 12 000 руб.; - справку о проживании работника в указанной гостинице с указанием периода проживания в стандартном одноместном номере, но без указания стоимости проживания. Обязан ли исполнитель гостиничных услуг в выдаваемом помимо кассового чека документе указать стоимость проживания в номере?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодательство не содержит требований о том, что вместе с кассовым чеком при расчете за оказанные гостиничные услуги исполнитель выдает еще иной документ, в котором указаны сведения об услугах. Между тем такие данные включаются в заключаемый договор и, на наш взгляд, выданный чек не может его заменить. Поэтому считаем целесообразным обратиться к исполнителю с просьбой предоставить копию заключенного договора или дополнить выданную справку корректными и полными сведениями об оказанных гостиничных услугах.

Обоснование позиции:
Актуальные на момент подготовки ответа Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства России от 18.11.2020 N 1853. Они регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг при заключении и исполнении договора о предоставлении указанных услуг между заказчиком (потребителем) и юридическим лицом, филиалом иностранного юридического лица, включенным в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, или индивидуальным предпринимателем, предоставляющими потребителю гостиничные услуги.
В правилах используются такие понятия, как "цена номера (места в номере)" - стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену.
Понятия "гостиница" и "гостиничные услуги", используемые в Правилах, имеют значения, определенные в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". А хостел, в свою очередь, исходя из отсылок из указанного НПА, вид гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе многоместные номера (но не более 12 мест в одном номере), с возможностью предоставления проживающим как номера целиком, так и отдельных мест.
Согласно п. 12 Правил гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме. Договор, заключаемый с потребителем или с заказчиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, является публичным договором и должен содержать, в частности:
- сведения о виде гостиницы, категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостиницы определенной категории, предоставляемом номере (месте в номере) и об адресе гостиницы;
- сведения о категории номера, цене номера (места в номере), количестве номеров (мест в номере);
- период проживания в гостинице;
- время заезда и время выезда (расчетный час);
- иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя) (п. 13 Правил).
Пунктом 14 Правил определено, что письменная форма договора считается соблюденной в случае составления одного документа (в том числе электронного), подписанного 2 сторонами, или подтверждения исполнителем заявки, направленной заказчиком (потребителем) исполнителю, а также в случае совершения заказчиком (потребителем) действий, направленных на получение услуг (в том числе уплата заказчиком (потребителем) соответствующей суммы исполнителю). Согласно же п. 26 Правил потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности. Кассовый чек выдан*(1), и из буквальной формулировки не следует, что вместе с ним выдается и БСО при расчетах. Притом что приказ Минфина РФ от 13.12.1993 N 121, утвердивший формы бланков строгой отчетности для гостиниц NN 3-Г, 3-ГМ, фактически прекратил действие с 01.12.2008.
При этом в вопросе о форме договора надлежит руководствоваться положениями ст. 434 ГК РФ в их взаимосвязи с нормами ст. 432 ГК РФ, в частности, исходить из того, что письменная форма договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ) считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Согласно этой норме совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Иными словами, при уплате соответствующей суммы письменная форма договора считается соблюденной, и, следовательно, документы, подтверждающие оплату за проживание в гостинице, отвечающие требованиям Закона о ККТ, могли бы рассматриваться не только в качестве документов, подтверждающих факт оплаты гостиничных услуг, но и в качестве документов, подтверждающих факт проживания.
В то же время согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Как определено п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Правилами предусмотрено наличие в договоре определенных реквизитов, в связи с этим мы полагаем, что в документ, используемый в качестве договора, должны быть включены сведения, указанные в п. 13 Правил, то есть такие специфические сведения, как информация о предоставляемом номере (месте в номере), цену номера (места в номере), период проживания в гостинице, время заезда и время выезда. Соответственно, на наш взгляд, документ, подтверждающий факт оплаты, может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего факт проживания в гостинице, только в случае, если в него включены сведения, перечисленные в п. 13 Правил. Если таких реквизитов в кассовом чеке нет, считаем, что говорить о документальном подтверждении факта проживания в гостинице не приходится.
Поэтому полагаем, что выходом из сложившейся ситуации, когда в выданной справке не отражены должным образом сведения о предоставленных гостиничных услугах, будет обратиться к ИП с просьбой предоставить копию заключенного договора (в котором, как мы указали выше, должны содержаться сведения о категории номера, цене номера (места в номере), количестве номеров (мест в номере) или дополнить выданную справку корректными и полными сведениями об оказанных услугах.
Что касается налога на прибыль, то налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 03.12.2021 N 03-03-06/1/98493, от 09.11.2021 N 03-03-06/1/90180, от 14.06.2018 N 03-03-06/1/40691 и пр.).
Для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:
1) экономически обоснованы;
2) документально подтверждены;
3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Нормы главы 25 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, подтверждающих те или иные расходы (письма Минфина России от 29.08.2017 N 03-03-06/1/55280, от 15.08.2017 N 03-07-08/52318). По мнению чиновников, в общем случае подтверждением сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) являются первичные документы (платежные документы, акты приемки-передачи, товарные накладные, заключенные договоры и др.), оформленные надлежащим образом, а при покупке за наличные - еще чеки ККТ или документы (товарные чеки, квитанции или др.), подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), оформленные продавцами (письма Минфина России от 06.05.2015 N 03-11-06/2/26028, от 05.06.2007 N 03-11-04/2/158). В письмах Минфина России от 30.09.2019 N 03-03-07/74934, от 18.02.2019 N 03-03-06/1/10344 разъяснено, что чек ККТ подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности. Экономическую обоснованность расходов в этом случае могут подтвердить авансовый отчет, приказ руководителя, товарный чек, накладная и прочие документы (письмо ФНС России от 25.06.2013 N ЕД-4-3/11515@, письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-03-06/1/78500).
Непосредственно уже для норм "обновленной" редакции Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) в официальных разъяснениях отмечается: налогоплательщик вправе учесть произведенные подотчетным лицом затраты при наличии авансового отчета работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами. Если при осуществлении расчетов применялась контрольно-кассовая техника, оправдательные документы должны быть сформированы в соответствии с положениями Закона о ККТ (письмо Минфина России от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3298). Если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения прибыли, как не имеющие надлежащего документального подтверждения (письма Минфина России от 30.11.2021 N 03-03-06/1/96791, от 18.10.2021 N 03-03-06/1/83896, от 28.01.2020 N 03-03-06/3/4915 и пр.). Одновременно в других письмах указывается, что нарушение контрагентом законодательства при документальном оформлении расчетов само по себе не свидетельствует о неправомерности расходов налогоплательщика (письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-06/1/74132 и от 24.09.2019 N 03-03-06/1/73290).
На наш взгляд, исходя из открытого перечня подтверждающих несение расходов документов, если совокупность имеющихся первичных документов позволяет подтвердить факт несения расходов и их обоснованность (их осуществление с ведома и в интересах организации), то в общем случае затраты по оплате гостиничных услуг в командировке, подтвержденные приложенными к авансовому отчету кассовым чеком и выданной исполнителем справкой, могут быть учтены в целях налогообложения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Расходы по найму жилого помещения при командировках по РФ в целях налогообложения прибыли;
- Вопрос: Принятие расходов по кассовому чеку с отсутствующим обязательным реквизитом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.);
- Вопрос: Какие командировочные расходы бюджетное учреждение может возместить сотруднику для целей бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

8 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 4.7 Закона о ККТ кассовые чеки должны содержать в том числе такие обязательные реквизиты, как:
- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), их количество, цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);
- сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).
Реквизит "наименование предмета расчета" (тег 1030) не включается в состав фискального документа при получении аванса (письмо ФНС России от 12.08.2021 N КВ-4-20/11369).
Закон о ККТ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту "наименование товара (работ, услуг)", содержащемуся на кассовом чеке, бланке строгой отчетности (письмо ФНС России от 08.06.2017 N ЕД-3-20/3941@). Следовательно, пользователь ККТ самостоятельно определяет наименование товаров и услуг таким образом, чтобы покупатели могли однозначно понимать, что именно они приобретают (наименование, позволяющее идентифицировать товар (работу, услугу) (письмо ФНС России от 27.06.2019 N ЕД-4-20/12565@). Но при этом название товара, работы или услуги должно быть конкретным, понятным, позволяющим идентифицировать товар или услугу. Длина реквизита не должна превышать 128 символов вместе с пробелами (письмо УФНС России по г. Москве от 29.12.2021 N 17-16/193515@).