Субъект малого и среднего предпринимательства обратился с заявлением о преимущественном выкупе объекта недвижимого имущества (причал), которое ранее было передано на праве договора аренды. Можно ли данное имущество реализовать, учитывая, что причал является единственным на территории муниципального образования и используется в период навигации для разгрузки товаров первой необходимости, а также для высадки и посадки пассажиров?
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Положениями п. 5 ст. 3 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
На сегодняшний день такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Анализ положений данного Закона показывает, что в нем отсутствуют прямые нормы, которые указывали бы на невозможность приватизации арендуемых СМСП объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, включая в том числе и упомянутые в вопросе причалы.
Отметим, правда, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 159-ФЗ его действие не распространяется на недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.
Однако анализ специального законодательства показывает, что им установлен запрет на приватизацию только тех причалов, которые относятся к инфраструктуре морских портов и находятся в государственной собственности (п. 5 ст. 4, п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Относительно морских причалов, находящихся в муниципальной собственности, подобное ограничение отсутствует.
В свою очередь, приватизация причалов, расположенных на внутренних водных путях и находящихся в муниципальной собственности, напрямую допускается положениями п. 1 и п. 2 ст. 53 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ).
Таким образом, в рассматриваемом случае каких-либо запретов и ограничений, связанных с приватизацией указанного в вопросе имущества в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ, не усматривается.
В заключение напомним, что отношения, связанные с участием СМСП в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом N 159-ФЗ, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона N 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
В частности, ограничением может являться обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению (подп. 1 п. 2 ст. 31 Закона N 178-ФЗ).
В связи с этим следует учитывать, что нормы п. 2 ст. 53 КВВТ РФ обуславливают возможность приватизации гидротехнических сооружений, в том числе и причалов, использованием приватизируемого имущества в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Аналогичные положения в отношении морских причалов в федеральных законах отсутствуют, однако следует помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на владельцев инфраструктуры морского порта в любом случае возлагается обязанность осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов, а также обеспечивать равный доступ к услугам в морских портах (п. 12 ст. 4, ч. 1 ст. 17 этого Закона), открытость сведений о таких услугах.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
4 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.