При объеме дохода менее 800 млн рублей и при сотрудниках более 100 человек потеряет ли организация статус субъекта малого предпринимательства? При переходе в статус среднего предприятия сдаются ли дополнительные отчеты в ФНС и Росстат?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если соответствующие показатели сохраняются на протяжении трех календарных лет подряд. Соответственно, для того, чтобы организации из категории малое предприятие перейти в категорию среднее предприятие показатели выручки и (или) численности должны превышать установленные значения (800 млн рублей и 100 человек) в течение трех лет подряд: 2022, 2023, 2024 годы. В этом случае организация перейдет в категорию средних предприятий с 2025 года.
Обоснование вывода:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закон N 209-ФЗ).
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
- микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
- малые предприятия;
- средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
- микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн рублей;
- малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн рублей;
- средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд рублей.
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Соответствующие изменения вносятся ФНС России в реестр субъектов МСП 10-го числа каждого месяца на основании имеющихся у нее данных на 1-е число месяца внесения сведений, без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В данном случае, как мы поняли, по итогам 2019, 2020 и 2021 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, поэтому в 2022 году она продолжает признаваться малым предприятием. В 2022 году произойдет превышение показателя доходности (если уже сейчас очевидно, что этот показатель превысит 800 млн рублей), однако если этот показатель не превысит 2 млрд рублей, то с учетом вышесказанного организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2023 и в 2024 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2022, 2023 и 2024 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2025 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.
Отметим также, что, по мнению Минэкономразвития РФ, внесение изменений в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в части обеспечения возможности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства по итогам одного календарного года не обеспечивает защиту интересов малого и среднего предпринимательства (письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 N Д05и-74).
Обращаем внимание, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
Сказанное означает, что если по итогам 2022 года доход от предпринимательской деятельности, превысит 2 млрд рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в 2023 году.
Что касается отчетности, то изменение категории с малого предприятия на средние предприятие действительно может привести к увеличению количества и периодичности представления отчетности в Росстат. Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства.
На обязанность представления налоговой отчетности этот факт влияния не оказывает.
По поводу бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отметим, что согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом в Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности", п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность). У субъектов среднего предпринимательства права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность нет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исключение - вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).