Индивидуальный предприниматель (ИП), резидент РФ, находится на территории РФ более 183 дней в году (УСН и патентная система налогообложения), является переводчиком с иностранных языков, регистрируется в качестве ИП с подобной деятельностью в Армении (налог 5% с оборота). В Армении открыт расчетный счет и валютный счет ИП и банковская карта на физическое лицо. 1. Надо ли ИП в РФ подавать сведения в налоговый орган по месту жительства об открытии расчетного (валютного) счета ИП и банковской карты в Армении? 2. Какую отчетность в налоговый орган ему необходимо сдавать в РФ по деятельности в Армении как ИП или физическому лицу? 3. При переводе денежных средств в рублях или в валюте на расчетный или валютный счет ИП в РФ необходимо ли подавать сведения в налоговый орган в РФ? Может ли возникнуть двойное налогообложение в этом случае? 4. Какие требования со стороны валютного контроля могут возникнуть при переводе валютной выручки из Армении в РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ИП обязан зачислять выручку от осуществления предпринимательской деятельности в Армении в иностранной валюте на счет в уполномоченном банке в РФ. Для зачисления средств на счет, открытый в Армении, ИП необходимо получить соответствующее разрешение.
ИП, открывший в Армении расчетный и валютный счета ИП и банковскую карту физического лица обязан уведомить налоговый орган об открытии соответствующих счетов. Кроме того, ИП обязан сообщать об изменении реквизитов и закрытии счетов, а также отчитываться о движении денежных средств по указанным счетам.
При переводе денежных средств со счетов, расположенных за пределами РФ, на счета в РФ сведения о каждом отдельно взятом переводе в налоговый орган не представляются.
Доходы от осуществления предпринимательской деятельности в Армении подлежат налогообложению в РФ налогом, уплачиваемым ИП при применении УСН, и отражению в декларации по УСН. Налог, уплаченный в Армении, не влияет на налоговые обязательства ИП в РФ.
Обоснование вывода:
Валютный контроль при получении выручки
Для целей валютного законодательства гражданин РФ является резидентом (подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ).
Оказание российским гражданином, зарегистрированным в качестве ИП в иностранном государстве, услуг на территории такого иностранного государства признается внешней торговлей услугами (п. 8, п. 22 и п. 23 ч. 1 ст. 2, п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
По общему правилу при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, Вопрос: Разрешено ли зачисление резидентами - физическими лицами иностранной валюты (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2020 г.)).
При этом требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, установленное п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, отменено в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), не предусматривающих сырьевого экспорта (ч. 8 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).
По указанным договорам денежные средства в иностранной валюте могут зачисляться на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ (абзац 2 ч. 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, подп. 2.4 п. 2 письма ФНС России N ВД-4-17/12881@).
Вместе с тем с 28.02.2022 на территории РФ действует ряд специальных экономических мер, в том числе:
- запрещено зачисление резидентами иностранной валюты на счета (вклады), открытые за пределами территории РФ (подп. "б" п. 3 указа Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (далее - Указ N 79).
- установлена обязанность резидентов - участников внешнеэкономической деятельности осуществлять обязательную продажу иностранной валюты, зачисленной начиная с 01.01.2022 на счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами (пп. 1, 2 Указа N 79).
Исходя из официальных разъяснений Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР, данные положения Указа N 79 подразумевают необходимость зачисления всей валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, в целях ее дальнейшей обязательной продажи, распространяются на все внешнеторговые контракты и не содержат исключений в отношении контрактов, требование о репатриации в отношении которых отменено. Смотрите также п. 1.5 разъяснений Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР.
При этом с 02.03.2022 резиденты вправе зачислять иностранную валюту на счета (вклады), открытые за пределами территории РФ, при получении соответствующих разрешений Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (подп. "б" п. 1 указа Президента РФ от 01.03.2022 N 81).
Таким образом, ИП обязан зачислять выручку от осуществления предпринимательской деятельности в Армении в иностранной валюте на счет в уполномоченном банке в РФ. Для зачисления средств на счет, открытый в Армении, ИП необходимо получить соответствующее разрешение.
Сведения об открытии счетов и движении денежных средств
Резиденты РФ обязаны:
1) уведомлять налоговые органы об открытии или о закрытии счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка за пределами территории РФ, об изменении реквизитов этих счетов (вкладов) (ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ);
2) представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Указанное положение распространяется на всех физических лиц, включая ИП, и действует в отношении всех счетов, открываемых этими лицами в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка, за исключением счетов (вкладов), открытых в расположенных за пределами территории РФ филиалах уполномоченных банков (ч. 3 ст. 26, ч. 9 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Исключения из этого правила поименованы в ч. 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ и не распространяются на физических лиц, находящихся на территории РФ более 183 дней в году, открывающих счета в Армении (дополнительно смотрите материал: Международный автоматический обмен финансовой информацией в налоговых целях (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).
Вместе с тем согласно абзацу третьему ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ физическое лицо - резидент не представляет налоговым органам отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такие банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось. Смотрите также Вопрос: Какие физические лица не обязаны представлять отчет о движении средств по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г.)
Таким образом, ИП, открывший в Армении расчетный и валютный счета ИП и банковскую карту физического лица обязан уведомить налоговый орган об открытии соответствующих счетов. Кроме того, ИП обязан сообщать об изменении реквизитов и закрытии счетов и отчитываться о движении денежных средств по указанным счетам.
Отчет о движении денежных средств представляется один раз в год в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, если в отчетном периоде счет не закрыт (пп. 2, 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365). Смотрите также Энциклопедию решений. Уведомление налоговых органов о зарубежных счетах и вкладах, представление отчетов о движении средств по ним и отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием ИЭСП.
При переводе денежных средств со счетов, расположенных за пределами РФ, на счета в РФ сведения о каждом отдельно взятом переводе в налоговый орган не представляются.
Особенности налогообложения
Порядок налогообложения доходов физического лица, зарегистрированного в установленном законодательством порядке и осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зависит от взаимосвязи получаемых доходов с предпринимательской деятельностью.
Доходы, полученные в рамках осуществления предпринимательской деятельности, признаются доходами ИП, подлежащими налогообложению в соответствии с принимаемым им режимом налогообложения (письма Минфина России от 29.05.2019 N 03-04-05/39121, от 05.03.2022 N 03-04-05/16195).
Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров, работ и услуг, полученные как из источников в РФ, так и из источников за пределами РФ (письма Минфина России от 29.05.2012 N 03-11-09/40, от 04.04.2007 N 03-11-04/102, ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Соответственно, и в декларации по УСН отражается вся сумма доходов, полученных от предпринимательской деятельности в соответствующем налоговом (отчетном) периоде, в том числе доходов от источников за пределами РФ (письмо УМНС по г. Москве от 24.12.2004 N 21-09/84747).
Между Правительством РФ и Правительством Республики Армения заключено Соглашение об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996.
Однако НК РФ не предусмотрен механизм устранения двойного налогообложения для налогоплательщиков, применяющих УСН (письма Минфина России от 19.03.2018 N 03-08-05/16817, от 22.02.2018 N 03-11-11/11324, ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@, от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9680@, информационное сообщение отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Иркутской области от 18.06.2012 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения").
Таким образом, доходы от осуществления предпринимательской деятельности в Армении подлежат налогообложению в РФ налогом, уплачиваемым при применении УСН, и отражению в декларации по УСН. При этом сумма уплаченного в Армении налога с доходов не учитывается в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с УСН, и не засчитывается при уплате налога на территории РФ (письма Минфина России от 19.01.2017 N 03-11-11/2021, от 31.05.2016 N 03-08-13/31219, от 12.08.2016 N 03-11-06/2/47416).
При переводе денежных средств со счетов за пределами РФ на счета в РФ повторно объекта налогообложения налогом, уплачиваемым при применении УСН, не возникает (ст. 346.14 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов о зарубежных счетах и вкладах, представление отчетов о движении средств по ним и отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием ИЭСП;
- Вопрос: Возможна ли деятельность индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в России, гражданина РФ, налогового нерезидента РФ? Деятельность - информационные услуги в Интернете, на русском языке, выполняемые из страны проживания, Ирландии, для российских клиентов. Где нужно уплачивать налог такому ИП: в России или по месту проживания? (Правовед.RU, август 2018 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Ответ прошел контроль качества
10 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.