В соответствии с подп. 29.1 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее - договор пользования рыбоводным участком), для указанных целей. Возможно ли предоставление нескольких земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренных одним договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)?
По общему правилу чч. 1, 2 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
На основании ч. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
В ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) установлены следующие понятия:
1) аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры;
2) объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания;
3) искусственно созданная среда обитания - водные объекты, участки континентального шельфа Российской Федерации, участки исключительной экономической зоны Российской Федерации, сооружения, где разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляются с использованием специальных устройств и (или) технологий;
4) морская аквакультура (марикультура) - аквакультура (рыбоводство), осуществляемая в отношении морских объектов аквакультуры;
5) рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
6) рыбоводная инфраструктура - имущественные комплексы, в том числе установки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
7) продукция аквакультуры - пищевая рыбная продукция, непищевая рыбная продукция и иная продукция из объектов аквакультуры;
8) ремонтно-маточные стада - разновозрастные группы объектов аквакультуры, используемые для селекционных целей, целей воспроизводства объектов аквакультуры с высокими племенными и продуктивными качествами, сохранения водных биологических ресурсов;
9) рыбоводное хозяйство - юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство, а также приравненный к ним в целях настоящего Федерального закона и осуществляющий аквакультуру (рыбоводство) индивидуальный предприниматель.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 148-ФЗ установлено, что товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.
Из положений пп. 29, 29.1 ч. 2 ст. 39.6, п. 15 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ следует, что лицо, которое использует водные ресурсы в порядке, установленном законом, вправе претендовать на предоставление ему в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Таким образом, в настоящее время закон предусматривает возможность заключения указанным лицом двух возмездных договоров - договора пользования водными ресурсами и договора аренды земельного участка, на котором расположен водный объект (водоем) [поскольку использование земли и водных ресурсов в Российской Федерации является платным] (п. 1 ст. 65 ЗК РФ и ч. 1 ст. 12 ВК РФ) (пр. определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 декабря 2020 г. по делу N 8Г-17269/2020[88-18020/2020]), при совокупности следующих условий:
- осуществление деятельности по товарной аквакультуре (товарного рыбоводства);
- наличие договора пользования рыбоводным участком;
- испрашиваемый земельный участок находится в государственной собственности;
- земельный участок испрашивается для целей осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
Изложенный вывод, в частности, находит свое подтверждение в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 18 ноября 2021 г. по делу N А32-29732/2021.
На это также указывает Конституционный Суд РФ в определении от 30 ноября 2021 г. N 2642-О: ...водопользователь также имеет право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, для осуществления капитального строительства и возведения некапитальных строений, сооружений, необходимых для целей аквакультуры (рыбоводства) (подпункт 29.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 5.1 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Приведенное положение позволяет не только получить в пользование водный объект, но и создать полноценную инфраструктуру, необходимую для обращения с производимыми объектами аквакультуры, включая их хранение, реализацию и т.д...".
В силу ч. 2 ст. 5.1 Закона N 148-ФЗ земельные участки для строительства объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений, сооружений, необходимых для целей аквакультуры (рыбоводства), предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 3 этой статьи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, в зависимости от вида объектов, планируемых к размещению на испрашиваемом земельном участке, применяется одна из предусмотренных Земельным кодексом процедур.
Для создания и эксплуатации сооружений, являющихся объектами капитального строительства, находящихся в водном объекте или примыкающих к нему, зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, являющихся объектами капитального строительства, размещенных на земельных участках, прилегающих к водным объектам, используемым для целей аквакультуры (рыбоводства) - предоставление земельного участка в аренду осуществляется на основании подп. 29.1 п. 2 ст. 39.6, статей 39.14 и 39.15 ЗК РФ.
Для некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) - без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, на основании разрешения уполномоченного органа, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подп. 7 п. 1, п. 2 ст. 39.33, подп. 5 п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 Порядка определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства), утвержденного приказом Минсельхоза России от 25.06.2020 N 345, особенности создания и эксплуатации рыбоводным хозяйством объектов рыбоводной инфраструктуры, определяется путем использования, в том числе проекта схемы размещения рыбоводной инфраструктуры и водного объекта, используемого для целей аквакультуры (рыбоводства), сведений о местонахождении, границах и площади водного объекта рыбохозяйственного значения или его части, используемого для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу п. 5 данного Порядка подготовка проектной документации для рыбоводной инфраструктуры осуществляется рыбоводным хозяйством в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 с учетом особенностей создания и эксплуатации рыбоводным хозяйством объектов, предусмотренных пунктом 4 этого Порядка.
Таким образом, для правильного определения процедуры предоставления (глава V.1 или глава V.6 Земельного кодекса), а также площади и местоположения участка (территория, прилегающая к рыбоводному участку) следует учитывать характеристики объектов рыбоводной инфраструктуры, для размещения которых планируется предоставление земельного участка на предмет соответствия приказу Минсельхоза России от 25.06.2020 N 345.
При этом запрета на предоставление нескольких земельных участков по основаниям, предусмотренным подп. 29, 29.1 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, земельное законодательство не содержит.
На это косвенно указывают положения вышеназванного порядка (п. 2).
Вместе с тем полагаем, что необходимо исходить из рационального использования земель (ст. 12 ЗК РФ).
Так, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф09-7529/20 по делу N А60-19206/2020 суд указывает, что при принятии решения о предоставлении (об отказе) в предоставлении земельных участков по данному основанию необходимо руководствоваться в том числе целесообразностью дальнейшего использования участков, а именно судом установлено, что между Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО "Фишаква" заключен договор пользования рыбоводным участком от 19.12.2017 N 72/640-С. Согласно п. 1.1. договора Управление предоставляет, а ООО "Фишаква" приобретает право пользования рыбоводным участком - Соколовское водохранилище, расположенного на территории Режевского городского округа Свердловской области для осуществления аквакультуры (рыболовства). Границы рыболовного участка определены в системе WGS-84 и сформированы последовательным соединением точек, указанных в географических координатах. От точки 1 (57.4815, 61.2536) через точки 2 (57.4823, 61,2555), 3 (57.4945, 61.2348), до точки 1 - по береговой линии. Площадь - 26,0. Вид водопользования - совместное водопользование. Вид товарной культуры (товарного рыболовства) - пастбищная аквакультура. Право на заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотренное подп. 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, заявителем реализовано, о чем свидетельствует договор аренды от 11.04.2018 N 46 земельного участка с кадастровым номером 66:22:0104004:89. Указанный договор заключен на срок до 19.12.2042, зарегистрирован в Росреестре.
В этой связи смотрите также: определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. N 309-ЭС21-3007 по делу N А60-19206/2020; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2017 г. N 07АП-2215/17; решение Арбитражного суда Приморского края от 16 мая 2016 г. по делу N А51-17980/2015.
Данный правовой подход предоставляется нам обоснованным, поскольку основан на соблюдении баланса интересов хозяйствующих субъектов и граждан РФ.
С учетом изложенного полагаем, что при принятии решения о предоставлении земельных участков необходимо учитывать планируемое размещение объектов, необходимое для реализации аквакультуры.
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением, которое может не разделяться правоприменительными органами. Материалов правоприменительной практики, в которых рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили. Не исключаем, что при рассмотрении дела в суде может быть вынесено иное решение с учетом всех обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
6 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.