Правомерны ли требования лица об уплате организацией компенсации за размещение на интернет-сайте фотографии, автором которой, по его утверждению, он является, притом что в качестве доказательства авторства приводится ссылка на собственную интернет-страницу в "Живом журнале", при этом в "Живом журнале" есть аналогичная фотография на страницах иных лиц с более ранней датой?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если организация представит доказательства, опровергающие тот факт, что впервые фотография была размещена в сети Интернет именно на странице истца, авторство должно быть подтверждено иными (помимо упомянутого скриншота) доказательствами, к примеру, исходным снимком - оригиналом фотографического изображения.
Обоснование вывода:
Фотографические произведения независимо от их достоинств и назначения являются результатами интеллектуальной деятельности и объектами авторских прав (подп. 1 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ), в отношении них признается исключительное право (подп. 1 п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора, но может быть передано автором другому лицу по договору, а также перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Следовательно, другие лица не могут использовать фотографическое произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Поэтому по общему правилу использование фотографии без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами, в том числе в виде уплаты компенсации (п. 1 ст. 1229, п. 3 ст. 1252 ГК РФ).
В рассматриваемом случае фотография могла быть выполнена в рамках фотосъемки для корпоративного фотоальбома предприятия. Поэтому нельзя исключать, что лицо, заявляющее о своем авторстве на спорную фотографию, в действительности передало свои исключительные права на данное произведение заказчику. В таком случае фотограф утрачивает полномочия по разрешению или запрету использования фотографий и, соответственно, не может обращаться с исками к лицам, неправомерно их использующим, так как у него отсутствует право, требующее судебной защиты*(1).
Тем не менее независимо от того, кому именно принадлежат исключительные права на спорную фотографию, применительно к рассматриваемой ситуации первостепенное значение приобретает доказывание авторства на фотографию как такового.
Согласно разъяснениям, данным в пп. 109 и 110 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10, при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, а необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается путем представления соответствующих доказательств. При этом отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства. Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии.
Таким образом, наличие полноразмерного оригинала фотографического изображения (исходного снимка) является безусловным доказательством авторства, поскольку получить полноразмерное фотографическое изображение путем копирования через Интернет невозможно по техническим причинам (постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.11.2020 N С01-1086/2020 по делу N А40-189392/2019; решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2021 по делу N А56-71095/2020, оставленное без изменений постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 N 13АП-15637/21 по делу N А56-71095/2020; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 N 07АП-6065/21 по делу N А45-8252/2021).
Как следует из приведенных выше разъяснений Пленума ВС РФ, иными (в отсутствие оригинала произведения) доказательствами авторство фотографии может быть подтверждено лишь в том случае, когда ответчик не представил доказательств, опровергающих авторство истца. Данный правовой подход воспринят нижестоящими судами (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2021 по делу N А40-28070/2021, оставленное без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 N 09АП-33981/21 по делу N А40-28070/2021). При таких обстоятельствах в подтверждение авторства в суд могут быть представлены, например, скриншот страницы в сети Интернет (в частности, в "Живом журнале"), где фотография, по уверению истца, была впервые размещена и, к примеру, видеосъемка процесса авторизации на такой странице.
Между тем в данном случае у организации имеются подтверждения того факта, что аналогичные спорной фотографии уже размещались в "Живом журнале" на страницах иных лиц, причем ранее того момента, на который ссылается предполагаемый автор как на первое размещение фотографии в сети Интернет.
На наш взгляд, учитывая изложенное выше, при таких обстоятельствах авторство фотографии не может быть доказано исключительно упомянутым в тексте вопроса скриншотом страницы автора в "Живом журнале". Однако подчеркнем, что изложенный вывод отражает лишь наше экспертное мнение. Окончательную правовую оценку ситуации может дать только суд с учетом всех обстоятельств дела и предоставленных доказательств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
24 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
----------------------------------------------------------------------------
*(1) По смыслу ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 38 и ст. 46 ГПК РФ (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 44 АПК РФ) заинтересованное лицо может быть истцом в суде только в том случае, если оно обращается с иском в защиту своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также тогда, когда ему в силу закона принадлежит право обращаться в суд с целью защиты интересов других лиц.