При заключении договора гражданско-правового характера с физическим лицом об оказании услуг по управлению автомобилем заказчика необходимо ли применять положения приказа Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 N 282?
Как следует из содержания приказа Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 N 282, им утверждены профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП), указанных в абзаце первом п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Анализ п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ показывает, что на указанных в нем юридических лиц и ИП возлагается в том числе обязанность обеспечивать соответствие их работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
Буквальное прочтение этих норм свидетельствует о том, что они применяются только к работникам юридических лиц и ИП, а также к самим индивидуальным предпринимателям, если они осуществляют перевозки собственными силами. Лица, управляющие транспортными средствами на основании гражданско-правового договора, в данных нормах не упомянуты.
Вместе с тем необходимо учитывать, что определение водителя, данное в ст. 2 Закона N 196-ФЗ, в принципе не предполагает возможности управления транспортным средством на основании гражданско-правового договора, поскольку в нем прямо указано, что водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, допуск к управлению транспортным средством лица, с которым у организации или ИП заключен гражданско-правовой договор, само по себе является нарушением норм закона, за исключением случаев, когда такое лицо само имеет статус ИП.
В то же время следует также помнить и то, что требования, установленные п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, распространяются не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства, а только на тех из них, которые осуществляют коммерческие перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение грузов и иных лиц, кроме водителя, для собственных нужд грузовыми автомобилями и автобусами.
Кроме того, важно учитывать, что определение транспортного средства, используемое в Законе N 196-ФЗ, носит более ограниченный характер, чем определение транспортного средства, содержащееся в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. В частности, ст. 2 Закона N 196-ФЗ понимает под транспортным средством устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В связи с изложенным в той ситуации, когда устройство предназначено и используется для иных целей, нежели перевозка по дорогам грузов и пассажиров, оборудования (например, строительная спецтехника), обязанность обеспечивать соответствие машинистов такого устройства требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 N 282 у юридических лиц и ИП не возникает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
11 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.