В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 этого Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Постановление Правительства Саратовской области от 16.07.2021 N 560-П "О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие лизинга основных средств" не содержит таких ограничений (пункт 10). Имеет ли общество, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, право на финансовую поддержку, предусмотренную указанным постановлением правительства Саратовской области, если оно продает в розницу табачную продукцию (подп. 5 п. 1 ст. 181 НК РФ), при этом не является производителем такой продукции и налогоплательщиком акциза (п. 2 ст. 179 НК РФ), а предмет лизинга используется для производства строительных материалов? Если исходить из того, что на получателя субсидии все же распространяется ограничение, установленное законом для лиц, реализующих подакцизные товары, в какой момент общество как заявитель на получение финансовой поддержки должно соответствовать требованиям ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ: на первое число месяца, в котором подана заявка (п. 10 Положения, утвержденного постановлением правительства Саратовской области от 16.07.2021 N 560-П); на дату подачи заявки на участие в конкурсе; на дату заключения с победителем конкурса договора о предоставлении финансовой поддержки; на иную дату?
К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Поясним почему.
Действительно, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - субъекты МСП), предусмотренная ст. 17 того же федерального закона, не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, если иное не предусмотрено Правительством РФ.
В свою очередь, как определено ч. 1 ст. 17 Закона N 209-ФЗ, оказание финансовой поддержки субъектам МСП может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отметим, что до 30.06.2015 ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ действовала в иной редакции, устанавливавшей, что финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная ст. 17 Закона N 209-ФЗ, не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров.
Буквально из приведенной нормы следует, что запрет на оказание финансовой поддержки был установлен в отношении субъектов МСП, которые осуществляли как производство, так и реализацию подакцизных товаров (оба этих вида деятельности в их совокупности). Такого мнения придерживались и судьи (определение ВАС РФ от 27.06.2013 N ВАС-3530/13).
Действующая редакция ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ содержит оборот "и (или)", указывающий, что для исключения из числа получателей финансовой поддержки достаточно наличия хотя бы одного из этих условий, то есть субъект МСП может утратить право на получение финансовой поддержки и в том случае, когда он лишь реализует, но не производит подакцизные товары.
То есть исходя также из буквального прочтения ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ в действующей редакции, можно прийти к выводу о том, что организации, являющейся субъектом, МСП, которая реализует подакцизные товары, финансовая поддержка в виде предоставления субсидий не оказывается. Также положения Закона N 209-ФЗ не устанавливают взаимосвязь между использованием имущества, в связи с приобретением которого субъекту МСП предоставляется субсидия, и реализацией подакцизной продукции (постановление АС Уральского округа от 18.06.2018 N Ф09-3528/18).
Однако отметим следующее. Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона N 750840-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", этот законопроект направлен на приведение в соответствие со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) положений ст. 14 Закона N 209-ФЗ в части оказания финансовой поддержки субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров.
Пунктом 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства РФ), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из этой нормы, она не содержит как такового запрета на предоставление субсидий лицам, производящим и (или реализующим) подакцизные товары, а лишь исключает предоставление субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) таких товаров (за отдельными изъятиями).
Поэтому, как нам представляется, намерение законодателя при внесении в ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ изменений, вступивших в силу с 30.06.2015, заключалось не в том, чтобы в принципе исключить предоставление финансовой поддержки субъектам МСП, которые осуществляют деятельность по производству подакцизных товаров или по реализации таких товаров, а в том, чтобы ограничить использование средств субсидий для возмещения неполученных доходов или затрат в связи с производством (реализацией) подакцизных товаров. В ином случае пришлось бы допустить, что Закон N 209-ФЗ ставит субъектов МСП, реализующих подакцизные товары, в менее выгодные условия по сравнению с лицами, имеющими право на получение субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ, что, по-видимому, не отвечает основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, обозначенным в ч. 2 ст. 6 Закона N 209-ФЗ.
Учитывая изложенное, а также то, что Положение о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие лизинга основных средств, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 16.07.2021 N 560-П (далее - Положение), не исключает субъектов МСП, реализующих подакцизные товары, из круга получателей субсидии, полагаем, что, если в рассматриваемой ситуации средства субсидии не будут использованы в связи с осуществлением деятельности по реализации табачной продукции, общество не лишено права претендовать на получение указанной субсидии (постановление Пятнадцатого ААС от 27.10.2017 N 15АП-15348/17).
Положение не содержит требования о неосуществлении деятельности по реализации подакцизных товаров как условия предоставления субъекту МСП субсидии на возмещение части затрат на развитие лизинга основных средств. Поэтому, исходя из норм Положения, представляется затруднительным определить, на какую дату заявитель должен соответствовать требованию ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, если исходить из того, что оно все же на него распространяется. Поскольку Положение предусматривает возможность как отклонения заявки на участие в конкурсе на этапе рассмотрения заявок (п. 12 Положения), так и отказа в предоставлении субсидии по решению Министерства экономического развития Саратовской области на этапе заключения соглашения с победителем конкурса (пп. 14, 15 Положения), полагаем, что соответствие заявителя упомянутому требованию может быть установлено на любом из этих этапов, то есть как при рассмотрении заявки, так и при принятии решения о предоставлении субсидии (постановление Пятого ААС от 17.05.2017 N 05АП-2205/17). Более того, нельзя исключить вероятности предъявления требования о возврате средств субсидии и после ее предоставления, если будет установлено, что организация не соответствует условиям финансовой поддержки субъектов МСП. К сожалению, судебной практики по аналогичным ситуациям мы не обнаружили.
Подчеркнем, что изложенные выводы являются лишь нашим экспертным мнением, которое может не совпасть с мнением других специалистов и позицией суда в конкретном споре. Мы не исключаем вероятности и иного правового подхода к решению вопроса о предоставлении финансовой поддержки субъекту МСП, реализующему подакцизный товар, при котором в предоставлении субсидии будет отказано на основании ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ исходя из буквального толкования этой нормы, которое не требует установления взаимосвязи между целями предоставления субсидии и фактом осуществления деятельности по производству и (или) реализации подакцизных товаров.
К сведению:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.06.2020 N 915 в целях применения п. 1 ст. 78 БК РФ и ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ в 2020 и 2021 годах возможно предоставление субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, осуществляющим при этом деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
21 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.