Общество с ограниченной ответственностью состоит в реестре МСП (малого и среднего предпринимательства). В 1 и 2 квартале 2021 года не применяло пониженные тарифы страховых взносов. Имеет ли общество право применить эти тарифы с 01.01.2021, пересчитать страховые взносы и подать корректирующие формы РСВ за 1 квартал и первое полугодие 2021 года?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если на 1 января 2021 года сведения об обществе присутствовали в реестре МСП, то оно имело право на применение пониженных тарифов в 1 квартале и полугодии 2021 года.
Общество вправе пересчитать страховые взносы, исчисленные им за 1 квартал и полугодие 2020 года с применением пониженных тарифов и представить в налоговый орган уточненные расчеты по страховым взносам.
Обоснование вывода:
В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее - МСП)), в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода*(1). Согласно п. 2.1 ст. 427 НК РФ, для таких плательщиков, начиная с 2021 года, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования -10,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,0 процента.
Таким образом, основным условием для применения рассматриваемых пониженных тарифов страховых взносов является наличие у плательщика статуса субъекта МСП, полученного им на основании Закона N 209-ФЗ.
Условия, позволяющие отнести хозяйствующий субъект к малым или средним предприятиям, перечислены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Анализ положений указанной статьи показывает, что для признания общества субъектом МСП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:
1) соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (подп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять до 250 человек (подп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не превышает 2 млрд. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В рассматриваемом случае сведения об обществе в реестре содержатся, соответственно, можно прийти к выводу, что субъектом МСП оно является (если бы не соблюдались какие-либо критерии, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в реестр общество бы просто не попало).
ФНС России разъясняет, что плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ (Законом N 102-ФЗ, если речь идет о 2020 годе), с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП. Смотрите письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@, от 26.02.2021 N СД-17-11/65@.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении части выплат в пользу сотрудников превышающей МРОТ, начиная с 1-го числа месяца, в котором сведения о нем внесены в реестр субъектов МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года.
Соответственно, если на 1 января 2021 года сведения об обществе присутствовали в реестре МСП, то оно имело право на применение пониженных тарифов в 1 квартале и полугодии 2021 года.
В силу п. 1, 7 ст. 81 НК РФ плательщик страховых взносов при обнаружении в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам (далее - РСВ) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, вправе внести необходимые изменения в РСВ и представить в налоговый орган уточненный РСВ.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество вправе пересчитать страховые взносы, исчисленные им за 1 квартал и полугодие 2020 года с применением пониженных тарифов и представить в налоговый орган уточненный РСВ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Последствия неприменения организацией на ОСН пониженных тарифов страховых взносов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
30 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указанной нормой ст. 427 НК РФ дополнена с 1 января 2021 года (ст. 2 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ)). Аналогичные поправки внесены в ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 4 Закона N 102-ФЗ).
Также обращаем внимание, что пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действовали и в 2020 году (с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года). Правила применения этих тарифов в 2020 году были аналогичны сегодняшним, но устанавливались они не нормами НК РФ, ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ.