Организация является малым предприятием. Основной вид деятельности - выполнение работ по декорации парфюмерных флаконов (покраска, нанесение печати). С этой целью организация приобретает материалы для порошковой и жидкой покраски, печати. Данные материалы приходуются на склад по мере поступления по форме М4, отпускаются и списываются по мере необходимости в производство для выполнения определенных видов работ. Кроме того, организация приобретает канцелярские товары, моющие и чистящие средства, запчасти для инструмента. Большая часть из них организация приобретает в магазинах розничной торговли, оплачивает товар бизнес-картой. Магазин выдает кассовый чек и товарный чек. Можно ли учитывать данные материалы (запчасти, болты, гвозди и т.п.) упрощенным способом? Нужно ли их приходовать с использованием формы М4 и прочих регистров бухгалтерского учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Рассматриваемое малое предприятие права на ведение упрощенного учета запасов не имеет и обязано применять ФСБУ 5/2019 "Запасы".
При этом организации не запрещается устанавливать в качестве единицы учета определенную однородную группу, например, болты (гвозди) с разными интервалами размерности, но имеющие одинаковое назначение использования в производстве.
Организация может принять решение не применять положения ФСБУ 5/2019 в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. Тем не менее, на наш взгляд, следует объективно распределять запасы по их назначению и утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Обоснование вывода:
При принятии актива с 01.01.2021 к бухгалтерскому учету в качестве запасов следует руководствоваться условиями, установленными ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденным приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н.
Стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 2 "Запасы", введенного в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н, и направлен на сближение российского бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности.
ФСБУ 5/2019 может не применяться микропредприятием, за исключением микропредприятия, которое не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В этом случае затраты, которые должны были бы включаться в стоимость запасов, относятся на расходы того периода, в котором были понесены (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Понятие микропредприятия определено в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Так, из подп. "а" п. 2 и п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, с учетом п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265, следует, что под микропредприятиями понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, а уровень годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, - 120 миллионов рублей.
В рассматриваемом случае показатели дохода и численности у организации превышают эти значения, соответственно, к микропредприятиям она не относится, и, как следствие, права на неприменение ФСБУ 5/2019 и ведение упрощенного учета запасов рассматриваемое предприятие не имеет.
Запасами, в частности, являются:
- подп. "а" п. 3 ФСБУ 5/2019: сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
- подп. "б" п. 3 ФСБУ 5/2019: инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами.
При этом согласно п. 6 ФСБУ 5/2019 единица учета запасов устанавливается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах в бухгалтерском учете, а также надлежащий контроль наличия и движения их. В зависимости от вида запасов, характера и порядка приобретения (создания) и (или) потребления (продажи, использования) организация устанавливает единицей учета запасов номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. После признания запасов в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц их учета.
Таким образом, организации не запрещается устанавливать в качестве единицы учета определенную однородную группу, например, болты (гвозди) с разными интервалами размерности, но имеющие одинаковое назначение использования в производстве.
В связи с этим организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения находящихся у организации материальных ценностей других лиц, а также инструментов, инвентаря, спецодежды, тары и т.д., переданных в производство (эксплуатацию) объектов (п. 8 ФСБУ 5/2019).
В свою очередь, в момент отпуска запасных частей и подобных материалов в производство (передачи лицу, ответственному за использование материалов в производстве) его стоимость будет отражена по дебету счета учета затрат (20, 23, 25, 26) в корреспонденции с кредитом счета 10 (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет передачи материалов в производство c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Организации самостоятельно разрабатывают и определяют в учетной политике формы первичных учетных документов для целей бухгалтерского учета. При этом такие формы должны иметь ряд обязательных реквизитов (чч. 2, 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
И хотя в настоящее время унифицированные формы первичной учетной документации не являются обязательными к применению (смотрите информацию Минфина России N ПЗ-10/2012), организации вправе использовать их для оформления фактов хозяйственной жизни.
Поэтому в анализируемой ситуации поступление запасных частей при приобретении их подотчетными лицами через розничные магазины может быть подтверждено авансовым отчетом, чеком ККТ и товарным чеком, приходным ордером формы N М-4 (или разработанной самостоятельно). В целях складского учета для контроля за наличием материалов на складе может заполняться карточка учета материала формы N М-17 (форма может быть разработана организацией и самостоятельно).
Списание запасных частей и других материалов в производство осуществляется на основании требования-накладной формы N М-11, акта списания или иных первичных учетных документов, разработанных организацией самостоятельно.
Учет запасов, приобретаемых в управленческих целях
В соответствии с абзацем вторым п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять положения Стандарта в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд, то есть запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении).
Между тем Стандарт не раскрывает критерии отнесения запасов к предназначенным для управленческих нужд.
Тем не менее в разъяснениях к счетам 20-23 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, отмечается, что по дебету данных счетов отражаются прямые производственные затраты и косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 "Основное производство" либо на счет 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону) со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". В свою очередь, информация о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, аккумулируется на счете 26. В общем случае для управленческих нужд используются канцелярские товары, расходные материалы для офисной оргтехники, хозтовары и хозинвентарь. Однако, на наш взгляд, следует объективно распределять запасы по их назначению и утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.
В связи с тем, что это право, но не обязанность, организация может им и не воспользоваться и продолжать учитывать такие запасы в общем порядке, списывая их стоимость на расходы не на дату приобретения, а, как и ранее, при отпуске их в эксплуатацию.
Расходы на приобретение таких запасов будут признаваться в составе расходов от обычных видов деятельности. Как уже было упомянуто ранее, запасы, предназначенные для управленческих нужд, можно единовременно списывать на расходы в момент приобретения (п. 2 ФСБУ 5/2019). В учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 26 Кредит 60, 76
- в составе общехозяйственных расходов отражена стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Как учитывать некоторые виды запасов в 2021 году в соответствии с положениями ФСБУ 5/2019 "Запасы"? Нужно ли вносить изменения (дополнения) в учетную политику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
- Вопрос: Как применять на практике ФСБУ 5/2019 "Запасы" в учете инструментов, расходных материалов, запчастей, спецодежды и канцтоваров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)
- Вопрос: Учет запчастей, ГСМ, масел и прочих аналогичных материалов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек
Ответ прошел контроль качества
10 июня 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.