В 2020 году фирма подлежала обязательному аудиту. С 2021 года она не подлежит обязательному аудиту, так как является малым предприятием. В связи с этим с 2021 года принято решение не применять ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" и не начислять резервы на оплату отпусков. Должны ли начисляться суммы на конец 2020 года по резервам? Что делать с остатком неиспользованных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, которая имеет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не подлежащую обязательному аудиту после изменения установленных критериев, может не применять с 2021 года ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
Выявленный на конец 2020 года остаток суммы признанного обязательства списывается, а новый резерв не создается.
Обоснование вывода:
В пункте 1 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010) указано на то, что данным стандартом устанавливается порядок отражения соответствующих объектов в бухгалтерском учете и отчетности организаций - юридических лиц по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений). Тем самым оно подлежит обязательному применению всеми организациями, за исключением вышеуказанных, при наличии у них соответствующих объектов учета (с учетом оговорки п. 2 ПБУ 8/2010).
А по п. 3 ПБУ 8/2010 оно может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К таким субъектам, в частности, отнесены субъекты малого предпринимательства, если их бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ) (Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства).
Так, к примеру, если организация (в т.ч. и малое предприятие) обязана была проводить аудит отчетности за 2020 год в связи с превышением финансовых показателей, установленных "старой" редакцией ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (действовавшей до 01.01.2021), она вправе не проводить его в силу новой редакции указанной нормы.
И, соответственно, она вправе принять решение о неприменении с нового года ПБУ 8/2010, оформив это соответствующим образом (пп. 8, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Это значит, что по пп. 5, 22, 23 ПБУ 8/2010 выявленный на конец 2020 года остаток суммы признанного обязательства в связи с появлением новой информации списывается*(1), а новый резерв не создается.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Можно ли перенести остаток резерва по отпускам за 2018-2019 годы на 2021 год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.)
- Вопрос: Бухгалтерский и налоговый учет неиспользованного остатка резерва на выплату вознаграждения по результатам работы за год при недостижении запланированных показателей (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
1 марта 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В проекте Рекомендаций от 25.07.2014 "Оценочные обязательства по выплатам персоналу" (смотрите ссылку: http://bmcenter.ru/Files/R_KpT_Ocenochniye_obyazatelstva_po_dopolnitel) (нет данных о результате их рассмотрения на заседании, имеют статус "материалы к заседанию КпТ") предлагается сторнировать избыточные суммы.